Архив новостей → "Авторитеты" теряют авторитет.
"Авторитеты" теряют авторитет.
Чебоксары, год 1986-й. Необъяснимый всплеск уличной молодежной преступности. Прошло десять лет.
Что изменилось?
Поволжская уличная преступность њ явление специфическое. Город, будь то Казань или Чебоксары, делится на районы. Пересекать границы района, чтобы, например, сходить в магазин, небезопасно даже днем. У каждого њ свое название, эмблема, гимн. Своя униформа, и њ подростковая армия, где обязан отбывать "повинность" каждый пацан в возрасте от 9 до 18 лет. Исключений нет ни для кого. Уклонение строго наказывается, могут даже насмерть забить. Обязанности "бойца": участвовать в строевой муштре, посещать "качковые" клубы, собирать деньги в общак и "мочить" (то есть бить) сверстников из других районов. Время от времени "короли" устраивают грандиозные "махачки" (драки), где участвуют сотни человек. Четкая иерархия.
То, что в Чебоксарах эта картина њ уже хоть недавнее, но прошлое, я понял, как только сошел с поезда. Нигде не видно ни характерно одетых кучкующихся ребят, ни надписей на стенах с обозначением принадлежности территории к той или иной группировке.
Миша њ назовем его так њ лидер группы, которая прежде называлась "Кирпичка" и контролировала один из престижных "спальных" районов в столице Чувашии. Прежде группа считалась сильной и богатой: в районе жило много сынков состоятельных родителей, которые щедро откупались от "воинской повинности".
њ У меня никогда не было хороших бойцов, њ говорит Миша, њ но всегда были бабки.
Место, где мне назначили встречу, похоже на склад. Ящики, коробки. Боксерская груша, прежде висевшая посередине зала, лежит в углу. Сам Миша њ парень лет под 25, с перстневидными татуировками на пальцах.
њ Сидел? њ спросил я.
Миша неопределенно пожал плечами.
Его охрана њ двое скуластых ребят њ восседают на спортивном мате в углу и зыркают из темноты злыми, узкими глазами. На них њ черные длинные пальто из грубой ткани, одинаковые шарфы, массивные ботинки с набитыми на носки полосками металла. В 1989 году мальчики в таких одеяниях появились в Москве. Даже знаменитые "любера" после этого пару лет не могли прийти в себя. Я напомнил Мише о той вылазке:
њ Ты там был?
њ Нет. Те времена давно позади. Мы теперь не собираем калым со своих пацанов. Зато контролируем палатки. Мы не мочим друг друга. В городе больше нет районов. Мы стали едины. Мы њ сила.
њ Где же твоя сила? њ я обвел рукой полупустой склад.
Миша сплюнул. Да, если лет пять назад у него под началом ходило 150 человек, то теперь њ 20. Но зато теперь все заняты делом. Просто так морды не бьют. Мелочь в кинотеатрах не стреляют. Делают серьезные деньги. Рэкет, вышибание долгов. Наркотики? Нет, их в Чувашии мало. Бизнес? Не занимаемся, нам это не нужно.
њ А вот Косте бизнес нужен.
Костя (имя тоже условное) њ другой "авторитет", который в отличие от Миши отошел от "силовых методов". Собрал общак, вложил его в несколько фирм и, как мне говорили, на жизнь не жалуется.
Миша опять сплевывает. Костя њ его "мозоль". Подумав, он разразился длинной речью о том, что некоторые предали братву, для них бабки стали главным делом.
њ А что главное для тебя?
њ Показать им всем, ментам, начальникам и богатым, что есть закон сильнее их. Знаешь, приятно было думать, что не "партия и правительство" держат город, а ты, простой пацан, у которого отец њ алкоголик.
њ А над тобой были хозяева?
њ Теперь их нет.
За этими словами њ глубокий смысл. По данным местной милиции, молодежный "бунт" 1986 года был спланирован серьезными криминальными кругами. Такие, как Миша, подчинялись городскому "начальнику", от него "ниточка" шла выше. Ее конца не знает никто до сих пор. Как и целей. Чего хотели? Всерьез установить криминальный контроль над Средним Поволжьем? Кто растил себе армию? Неизвестно. Важно, что в Чебоксарах эти планы провалились. Миша њ один из последних осколков. Те, кто поумнее, ушли в коммерцию. Мишин удел њ мелкий рэкет. И њ страх. Теперь он, свободный, боится и милиции, и того же Кости.
Серьезно уличной подростковой преступностью занялись в Чебоксарах в 1994 году, когда к власти пришел первый президент республики Николай Федоров. Это не совпадение. Новому кабинету нужно было быстро и внятно заявить о себе. А преступность была поистине проклятием этого в общем-то благополучного города. По ней и был нанесен первый удар.
"Штаб" борьбы с хулиганами переместился из милиции в государственный комитет Чувашии по делам молодежи, воссозданный специально для этой задачи. Дело тут не в недоверии к милиции. Просто было очевидно, что чисто силовыми методами этот специфический вид преступности не подавить. Преступный образ жизни успел пустить корни в массовом молодежном сознании. Сложились свои мифы, своя криминальная "культура". Нужно было противопоставить этому не дубинки и облавы, а контридеологию, внедрить в сплоченную среду уличных "бойцов" иную систему ценностей. И начали с... дискотек.
Дискотеки всегда были в Чебоксарах страшным местом. Здесь убивали. Реконструированная набережная Волги стала самой массовой и безопасной дискотекой под открытым небом. За порядком следили усиленные наряды милиции. Ди-джеи исподволь, в коротких перерывах между танцами, вели "пропаганду": "город њ это ваш большой дом, не надо его делить", "не бей парня только за то, что он из другого района", "показывай силу, только когда защищаешь свою девчонку". Удивительно, но такие сеансы массовой "психомузыкальной" терапии стали давать плоды: кривая преступлений пошла вниз.
Конечно, одними дискотеками не обошлось. Председатель молодежного комитета Игорь Воропаев рассказал мне, что в городе создано около двадцати молодежных организаций. Есть и система бесплатных летних трудовых лагерей. "Трудных" подростков забирали туда в принудительном порядке, хотя никто особо не сопротивлялся. В лагерях ребята не только работали, но и путешествовали по рекам на байдарках, занимались спортом. Контроль за дисциплиной очень жесткий. Смысл в том, чтобы на три месяца вырвать подростков из привычной среды и показать, что можно жить без ежедневных драк.
њ Часто говорят, будто подростки хулиганят потому, что им некуда пойти, њ говорит Воропаев. њ Это неверно. В Чебоксарах всегда были и спортивные клубы, и дискотеки. Дело в том, что спорт или танцы сами по себе не могут воспитать молодого человека. Подростки просто несли в спортклубы "уличную" идеологию. Качали мускулы и шли бить сверстников на дискотеку. Сегодня мы используем буквально каждую минуту общения с молодежью, чтобы внедрить в их сознание какие-то идеалы.
"Какими-то" идеалами оказываются патриотизм, и њ не побоюсь этого слова њ национальное самосознание. Чувашия - единственный регион в России, где по-прежнему играют в "Зарницу".
Военная форма становится у ребят престижнее, чем длинные пальто, подбитые металлом башмаки и бритый затылок.
Тех парней, которых не удается "охватить" военными играми, "прибрало к рукам"... министерство по поддержке предпринимательства. В "бизнес-инкубаторе" подростки могут взять в свои руки маленький бизнес, повести свое дело. Это сразу оттягивает из подворотен тех ребят, которые видели в мордобитии путь к богатой жизни.
Мы прощались, стоя на пронзительном ветру, который дул с Волги. В отдалении стояли двое "охранников", зябко кутавшихся в свои пальтишки.
њ Пойду напьюсь, њ сказал Миша мрачно.
њ У тебя есть жена?
њ И жена, и дочь. Они меня стыдятся.
Евгений АРСЮХИН.
00:04 02.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |