Архив новостей → Так трудно сказать свое слово Василий Колдин…
Так трудно сказать свое слово Василий Колдин - о творческой среде Рязани Сегодняшний собеседник, заслуженный работник культуры России Василий Иванович Колдин - человек увлеченный, с разносторонними интересами.
Круг его общения очень широк, жизненный опыт огромен. Он художник и человековед, начальник и педагог, фантазер и путешественник. Родился он в селе Инякино Шиловского района, окончил в Рязани художественное училище, Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку) и в тридцать лет стал директором родного рязанского училища. Двадцать шесть лет возглавляет он это старейшее учебное заведение города, проведя его через все рифы и мели последних десятилетий. Может быть, потому что умеет учиться - принимать новое, анализировать ситуацию. Именно с таким человеком мне захотелось побеседовать о творческой среде города, о роли личности художника и о многом другом. Начала я с одного из "больных" вопросов. - Складывается впечатление, что в нашей стране за последние пятнадцать лет снизился уровень общей культуры населения, особенно молодежи. Не только тех, кто не смог по бедности получить образование, но и тех, кто, скажем, окончил платный вуз. Стало нормой пить пиво на ходу, ругаться, мусорить. Интересуются чаще масс-культурой. Неужели одна нищета виновата? Не верю. Интеллигент и в нищете интеллигент, и детей воспитает соответственно. Значит, тонким был культурный слой в городе? - Совершенно верно. Если человек культурен по своей сути - это никуда не исчезнет. В Рязани и до революции культурный слой был тончайший (Хвощинские, еще несколько фамилий). Из художников был один Шумов со своей мастерской. Профессиональная художественная жизнь началась только после революции (Калиниченко приехал, другие мастера), и то - весьма скромно. При этом старая интеллигенция была практически уничтожена. После Отечественной войны, когда в городе началось бурное строительство заводов, приехали люди из деревень. Они и их дети составляют большой процент населения Рязани. Они очень много сделали для индустрии города, но не могли ничего внести в развитие его культуры, потому что сами нуждались в культурном развитии. В то же время многие выпускники, скажем, художественного и музыкального училищ (а у нас мощные музыканты с рязанскими корнями), поступившие в столичные вузы, в Рязань не вернулись. Поэтому творческая среда не была многочисленной и не могла влиять существенно на развитие культуры. - Активная часть населения, которая постепенно начинает определять облик города, - это "пивное - компьютерное", весьма прагматичное поколение (те, кому сейчас примерно 17-37). Отношение их к классической музыке, живописи, театру - прохладное. Немногочисленных представителей творческой молодежи, как "бесполезных", они "давят", иногда ломают... Как можно повлиять на неблагоприятную среду? Ведь многое закладывается в весьма юном возрасте, а нынешние школьники - это дети тридцатипятилетних. Как сделать, чтобы люди, не посещающие выставок, хотя бы компакт-диски покупали с шедеврами Третьяковки? - Сразу не получится, это очень длительный процесс... Нельзя вставать в позу: "Мы крутые, занимаемся серьезным искусством, а это всё люмпены, до них не достучаться". Надо достучаться. Надо постоянно придумывать что-то, идти к зрителю - делать нестандартные акции, доступные выставки - активно предлагать духовную пищу. Не просто открыть выставку и разойтись, а работать с журналистами, давать им какую-то зацепку, драматургию. Например, на юбилейном вернисаже училища мы сделали большое панно из картинок детей, любителей, профессионалов, иностранцев... Это попытка дать "затравку" журналистам для рекламы. - Как художнику себя сохранить, выжить и вырасти в этой среде? - Надо "тусоваться", выезжать, выставляться в столице, везде. Сейчас не имеет принципиального значения, член ты Союза художников или нет. - А как стать Личностью? Самому себя сделать? - Невозможно самому себя сделать, надо чтобы повезло. Нужна среда или хотя бы один человек, который поможет. Есенин - суперодаренный человек. Но кто был рядом? Дед, очень не простой крестьянин, отец, значение которого в развитии личности поэта недооценивают... Для художника-педагога главное - воспитание творческой личности. Развивать человека - искусство надо знать не только рязанское, но и московское, французское, американское. - А насколько важна для творческой личности многоплановость интересов? - Еще в начале прошлого века Константин Коровин, живописец, был и театральным художником, и литератором. А уж в третьем тысячелетии современный художник, личность, должен владеть компьютером, новыми технологиями, знать театр - в художественной культуре прочно "прописался" перфоманс. Мы в училище сотрудничаем с "Рязаньконцертом", Е. Денисова знакомит студентов с музыкальной классикой, устраивает вечера, Е. Каширин преподает фотодело... Сейчас жизнь в искусстве гораздо интереснее - столько есть направлений! Реализовать себя гораздо легче, чем раньше, но надо заявить о себе вначале. И мы стараемся обучать компьютерному дизайну, привить навыки, которые помогут заработать... - Раньше в училище было много студентов, приезжих из деревни (и они были лучшими). Но давно уже нет общежития, не выдают краски. А холсты, краски, этюдник, жилье стоят бешеные деньги... - Прожить студенту-художнику крайне тяжело. Как выживают люди из деревни, приезжие - а их и сейчас одна треть - не знаю... Учатся только те, кто без этого жить не может. Мне приходится на занятиях объяснять, что надо больше краски, а у ребят ее просто нет, и они дрожат над каждым мазком. Это серьезная беда, общественная. Что странно, конкурс не уменьшается, и сейчас мальчиков стало больше. Учиться у нас интересно, но очень тяжело - самая высокая нагрузка на студентов (меньше восьми часов не бывает). И слышать о "богемном" имидже училища... В любом кипящем котле есть тоненькая прослойка пены, и у нас она есть, "богема", - значит, что-то варится. Но основная масса - большие труженики, увлеченные люди. - Система государственной поддержки скончалась. На что жить тем творцам, кто не умеет "продвигать" себя, не хочет потакать вкусам публики, ориентируясь на рынок? - Это проблема всех веков и народов. У тех, кто не зарабатывает искусством, всегда есть приработок. Многие преподают и живут, в основном, на зарплату. Чтобы жить одним искусством, нужны богатые родственники... Выход - разумный компромисс. В Рязани многие приличные художники исчезли с горизонта, потому что делают только коммерческие вещи, то, что нравится публике. Те, кто в советское время презирали мастеров, пишущих на продажу вполне качественные художественные вещи, оказавшись в стихии рынка, сами пали гораздо ниже. Создают низкопробные галантерейные вещи по принципу "чего изволите". Счастлив тот, кто может сочетать в искусстве коммерческое и творческое. Но это, к сожалению, мало у кого получается - сделать рыночную вещь высокохудожественно. - Чтобы стать творцом, мало научиться ремеслу, мало быть самым талантливым живописцем и рисовальщиком. Надо иметь что-то свое, сокровенное, чтобы сказать собственное слово в искусстве... К этому можно "подвести" человека? - Есть совершенно безнадежные люди. Сколько их ни учи, они останутся просто очень одаренными живописцами, пишущими с натуры. А остальные... Это проблема всего нашего художественного образования - оно прекрасное, но с советских времен ориентировано на одну идеологическую систему, на картинки с фигурами. Детей учили рисовать горшки и не интересовались их индивидуальностью. Творчество не стимулировалось, и все, начиная от юных художников в захолустье, делали подобие картин Манежной выставки - разница была в количестве фигур и мастерстве. И сейчас, к сожалению, даже в Суриковском институте (Академии художеств - Е.К.) - те же дипломы. Не говоря об Академии Ильи Глазунова, где готовят высокого класса пэтэушников. Творческая личность задавлена. Не помню, где прочитал: добросовестный учитель учит, хороший - советует, отличный -побуждает к учебе. На деле, наверное, нормальный преподаватель должен сочетать все эти качества в своей работе. Но все-таки главное - зажечь студента, сказать ему, что он свободен работать в любой манере. - Давайте уточним, что вы не отрицаете академическую школу. (Она, кстати, более привлекательна для рязанских зрителей). Просто на ней нельзя "замыкаться"... - Конечно. Как говорят китайцы - "цветут все цветы". - Среди работающих ныне рязанских художников есть, на ваш взгляд, те, кто говорит "свое слово"? - Свое слово... Это трудно, хорошо хотя бы свою интонацию иметь, духовное содержание в работах. По большому счету, могу назвать две-три фамилии. - Вы работаете с очень ранимыми людьми, вам приходится их оценивать. Как не нанести травму? - В нашей среде надо быть очень осторожным на оценки. Надо постоянно помнить, что можешь обидеть. Даже самый скромный художник в своей работе раскрылся перед тобой. Он весь, как на ладони, беззащитен, и пользоваться этим жестоко. - Местные газеты бывают жестокими, причем пишут непрофессионалы. А для активизации творческой жизни, привлечения зрителей важна роль искусствоведов, критиков... - В вялости творческой жизни виноваты и искусствоведы - их пассивность, беззубость. Необходима принципиальная, профессиональная, умная критика, а не бытовые рассуждения... - Началось ли оживление в художественной, выставочной жизни города? - Пока все робко. Есть мощные творческие силы, которые пока немножко "зажаты". Растерялись выпускники, молодые художники (и не они одни) в период перехода к рынку. Но оживление есть: раньше было две-три выставки в год, а сейчас "втиснуться" трудно. - Интересно, где художнику "легче дышится"? У вас диапазон - от деревни до Парижа. В деревне восприятие времени, вещественный мир одни, в мегаполисе - другие... Чашка молока на столе под яблоней в саду и - крохотные кофейные чашечки на пластике в бистро... Очень тонко через натюрморт течение времени передавал Тарковский в кино... - Натюрморт - отражение времени и среды. И гениальный Тарковский часто использовал не только предметы, но и другие детали: руки, репродукции. Думаю, его интересовала концентрация времени и среды в одном предмете, дух вещи. Сейчас в натюрморте - после Матисса, Сезанна - в основном, видят повод для самовыражения, решения проблем фактуры, цвета. Где "дышится"? Сложно сказать. Я из европейских городов, где не самый лучший воздух, возвращаюсь другим человеком. Может быть, потому что я там отдыхаю - там другой вещественный, визуальный мир, звуки, запахи, культура. Это меня стимулирует. А из родной деревни приезжаю "измочаленный". С точки зрения творческого человека, самый хитрый ход - жить двумя жизнями. Народный художник России Виктор Иванов летом обитает в деревне, а зимой - в Москве. Пишет в мастерской картины, общается. А как можно вырасти без общения, сидя в глуши? Обогащает пребывание в различных культурных средах. Елена Коренева
00:04 11.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |