Архив новостей → Бой с "тенью".
Бой с "тенью".
В отдельных сферах малого предпринимательства области не контролируется до 80 процентов полученных доходов.
Вменяем ли вмененный налог?
Улицы, переулки, дворы большинства городов сегодня - сплошь торговые ряды. Вдоль дорог, посреди площадей - везде продают и покупают. В области зарегистрировано 123 тысячи предпринимателей, в подавляющем большинстве - это торговцы. В одном только Челябинске насчитывается 110 мини-рынков, а на всем Южном Урале их более 280. Для сравнения скажу, что в Москве, где народу без малого в 2,5 раза больше, чем в нашем регионе, всевозможных "толчков" и "пятачков" всего двести.
Для нас, челябинских покупателей, при всех издержках неорганизованной уличной купли-продажи такая близость к прилавку, уверен, благо. А вот для федерального и территориального бюджета, то есть нашего общего кошелька, внебюджетных фондов - подлинный разор. Дотошные налоговики подсчитали: в мелкой розничной торговле не контролируется до 80 процентов получаемых доходов. А ведь это огромные "живые" деньги, с быстрым оборотом и возможностью навара.
Повсеместное внедрение контрольно-кассовых машин, по замыслу его инициаторов, должно было поставить заслон сокрытию выручки от налогов. Но предприниматели, проявив редкую сплоченность, сумели стать неуступчивой "партией разрушителей машин". И сегодня ККМ находится на вооружении лишь каждого третьего частного торговца.
Однако учитывать доходы можно не только после того, как покупка состоялась. Можно ведь заранее установить конкретную сумму, которую должен внести продавец, и благодаря этому иметь гарантированные и поддающиеся планированию поступления. Такой механизм лежит в основе единого налога на вмененный доход. Название сложное, но суть достаточно проста.
Разновидностью этого сбора является всем известный патент, когда за его получение человек платит установленную властями сумму и дальше работает уже на свой карман. Директор челябинского рынка "Элизбар" Владимир Сидоров - сторонник такой системы контроля за доходами.
- Она позволяет предпринимателю точно знать, какие средства нужно отдать в бюджет и сколько денег после этого останется, - говорит он. - У бизнесмена появляется возможность регулировать свою деятельность, намечать перспективу и двигаться вперед ...
Уже в пятидесяти регионах России, например в соседней Свердловской области, действует единый налог на вмененный доход. Новшество не обойдет и Южный Урал. Еще в марте 1999 года губернатор Петр Сумин внес на рассмотрение Законодательного собрания проект областного закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Депутаты приняли его в первом чтении, и, возможно, утверждение этого важного документа в окончательной редакции уже не за горами.
Самое главное тут - как подсчитывается вмененный доход, кто и сколько должен отдавать в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Очевидцы утверждают: когда принимался федеральный закон о едином налоге на вмененный доход, было сломано множество копий, многие оппоненты не остыли по сей день. Инициаторами закона, как удалось выяснить, выступили Евгений Ясин, Яков Уринсон и Ирина Хакамада. Президент Российской ассоциации развития малого предпринимательства Александр Иоффе называет федеральный закон о едином налоге на вмененный доход "невменяемым". В первую очередь из-за трудностей с подсчетами.
- Это ведь только у Хакамады все легко получается, - не сдается он. - Выступая в Иванове перед предпринимателями, она, не слишком утруждая себя цифирью, воскликнула: "Неужели бабушка, торгующая зеленью, не заплатит каких-то двухсот долларов в месяц?" На пожелание перевести это в рубли отмахнулась: "Мне так удобнее считать" ...
Автор этих строк тоже хочет возразить Ирине Мицуовне: бабушка с пучком петрушки такую сумму никогда не заплатит, ни за месяц, ни за квартал, но и с Александром Давидовичем я не во всем согласен: установленный "до того" (продажи) единый налог, на мой взгляд, более прогрессивен, нежели тотальная слежка за финансами "после того" (продажи).
Максимум по минимуму.
А теперь ближе к конкретике. Как рассчитывается вмененный доход? Тут очень много самых различных параметров и нюансов. Например, лоток или магазин у коммерсанта, количество торговых метров, ассортимент. Если, скажем, торгуешь пивом - предполагается, что доход с одного рабочего места составит 363 минимальных размера оплаты труда в квартал. Уставил все витрины водкой, коньяком или джином - закон и это предвидел: твои доходы за квартал равны 500 минимальным зарплатам. Продаешь все что угодно, кроме алкоголя и пива, выручишь 132 "минимума".
Аналогичный подход предусмотрен и к тем, кто перевозит пассажиров, различные грузы, предоставляет автомобильные стоянки или гаражи.
Определены повышающие и понижающие коэффициенты: ведешь предпринимательскую деятельность в Челябинске, все подсчитывается полным рублем. В Магнитогорске или Миассе установленные доходы умножаются на 0,9, Златоусте, Чебаркуле - коэффициент 0,8, Аше, Копейске - 0,7. В сельских районах он варьируется от 0,7 до 0,6.
Учитывается и продолжительность срока осуществления предпринимательской деятельностью. На вооружение взята пропорция: меньше работаешь - больше коэффициент.
И, наконец, о ставке единого налога. Она устанавливается в размере 20 процентов вмененного дохода. Однако властям и налоговикам нужно постоянно вести ценовой мониторинг, отслеживать возникающие тенденции и соответственно корректировать ставку.
Введение нового налога упростит систему расчетов и уплаты налогов, ведь будут отменены 11 видов налогов и платежей во внебюджетные фонды. Но, главное, бой с "тенью", сокрытием доходов можно будет вести уже более успешно.
Виктор МИХАЙЛОВ.
00:04 25.05
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |