Архив новостей → Андрей Черненко: В этой службе все немножко...
Андрей Черненко: В этой службе все немножко камикадзе.
РОВНО десять лет назад Борис Ельцин подписал Указ о создании Федеральной миграционной службы России. За это десятилетие она пережила несколько реконструкций и нескольких руководителей - в том числе достаточно знаковые фигуры периода "политического романтизма"... Достаточно назвать Татьяну Регент, Сергея Хетагурова, а также карьерного дипломата, вернувшегося в систему МИД, Владимира Каламанова. В прошлом году служба вышла из упраздненного Минфедерации, а в феврале нынешнего создаваемую уже в рамках МВД России Федеральную миграционную службу возглавил заместитель министра генерал-полковник внутренней службы Андрей Черненко.
- Первые звонки - буквально шквал вопросов: когда, наконец, завершатся блуждания столь важной для страны службы в управленческих лабиринтах? Надолго ли она в МВД? Скоро ли она отструктурируется в этом силовом ведомстве?
- Россия повторяет путь большинства развитых государств, где подобные институты управления вошли в структуры министерств внутренних дел. И в странах "старой демократии", скажем, в Англии и Германии, и в достаточно молодых государствах Европы, например, в Финляндии... Даже там, где они вошли в министерства и департаменты юстиции или представляют собой самостоятельные структуры, их деятельность так или иначе сопряжена с исполнением не только гуманитарных, но и правообеспечивающих функций. Более того - после трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября прошлого года служба иммиграции и натурализации США и большинство европейских миграционных ведомств обретают в своей деятельности даже несвойственные им элементы антитеррористической направленности. Что касается сроков, то могу твердо сказать: мы идем в графике, определенном Указом Президента России от 23 февраля этого года и Постановлением Правительства РФ от 21 мая, и не позднее 1 августа полностью завершим организационные мероприятия. Контрольные - в области использованных финансов и материальных ресурсов - будут продолжаться. Но к августу все структурные мероприятия закончатся, это я обещаю.
- Включая прием людей на работу? Вообще какова судьба бывших сотрудников? Их повсеместно заменят милиционеры? Или это домыслы?
- Конечно, домыслы. Прием уже идет. Каждый может ознакомиться с Указом Президента, Постановлением Правительства, приказом министра внутренних дел - все эти документы оперативно напечатаны в "Российской газете". Основной кадровый резерв - сотрудники ФМС. Центральный аппарат службы уже на треть укомплектован - все, кто пожелал остаться, остались. Более того, ключевые должности начальников департаментов иммиграционного контроля, внешней трудовой миграции, по делам переселенцев возглавили ветераны службы, известные и в России, и за рубежом. Штатские люди, а не "менты с рынка", как написала одна газета. Кстати, вообще на три тысячи гражданских сотрудников - федеральных государственных служащих - приходится чуть более 130 офицеров МВД. В том числе в центральном аппарате - тридцать офицеров на почти триста госслужащих.
- Останется ли у сотрудников региональных и центральных звеньев прежний уровень зарплаты? Какую часть забот возьмут на себя офицеры МВД?
- И уровень зарплаты сотрудников, и финансово-юридическая самостоятельность подразделений по делам миграции в составе органов внутренних дел останутся теми же.
Об офицерах МВД. Они должны обеспечить создание системы взаимодействия с оперативными подразделениями на тех участках и в тех регионах, где сегодня мы фиксируем наличие масштабного криминала, бесконтрольное расходование бюджетных и привлекаемых средств, организацию незаконного перемещения мигрантов в Россию или через нее, вывод из налогооблагаемой базы уже не сотен тысяч, а миллионов нелегальных мигрантов и их, по сути дела, незаконную беззастенчивую эксплуатацию нечистоплотным работодателем...
- А нужна ли нам такая масса трудовых мигрантов?
- Нам нужно столько, сколько необходимо для обеспечения хотя бы сегодняшней динамики экономического развития - по крайней мере в тех регионах, где уже образовались демографические дыры. Работодатель лишнего человека не наймет, если будет платить за него медицинскую страховку, нести ответственность за все социальные риски, платить налоги. Но в том-то и дело, что сегодня образовался тот правовой вакуум, который позволяет работодателю и его наемной силе работать в тени.
- Есть ли какие-либо оценки объемов нелегальной трудовой миграции?
- В прошлом году официально зарегистрировалось более трехсот тысяч. Некоторые эксперты смело умножают эту цифру на десять. По их оценкам, рынок нелегально используемой трудовой миграции в стране - это до 8 млрд. долларов ежегодно, недополучаемых федеральным и местными бюджетами. И значительная их часть вообще из России вывозится. Скажем, по некоторым оценкам в ряде бывших республик СССР вывозимые из России мигрантами суммы превышают все годовые инвестиции в местную экономику. Причем речь идет не о каких-то хитроумных финансовых схемах. Все просто и тривиально до абсурда. Как пример: в начале года один из мигрантов вывозил в своей сумке почти пятьдесят миллионов долларов, на каждый из которых у него была банковская справка... А как нерезидент он не облагается налогом. Каков масштаб? Необходимо взаимодействие на оперативном уровне и с правоохранительными органами других стран, которые сегодня предъявляют России серьезные претензии по вопросам незаконной миграции. Хотя, замечу, и у нас есть повод для таких претензий к ним...
- Когда МВД переведет на себя вопросы выделения субсидий на жилье, приобретение или строительство? Упраздненное Минфедерации, а затем и его Ликвидационная комиссия заморозили этот процесс. Может быть, денег у государства уже нет?
- Не позднее первого августа, как я уже сказал, служба будет выполнять все свои обязательства в полном объеме. В том числе и эти. Но замечу, при этом вводится более жесткая форма контроля и отчетности. А деньги государство выделило, и в создаваемом журнале "Миграция и гражданство" мы будем публиковать отчеты о каждом потраченном рубле.
- Ходят слухи, что вы намерены закрыть некоторые передаваемые в МВД Центры временного содержания, ПВР. Это же безобразие.
- И не более, чем слухи. Наоборот: мы даже втягиваемся в расследования и судебные тяжбы, чтобы вернуть государству многое из того, что от него непонятным образом оттяпали - в том числе и под самым носом, в Подмосковье.
- Есть реальные сведения, что вы начали демонтаж палаток в Ингушетии с целью искусственного выдавливания чеченцев из этой республики.
- За три месяца лагеря и иные пристанища в Ингушетии покинули приблизительно две тысячи временно перемещенных лиц. Добровольно и самостоятельно. Мы оказываем помощь - как же иначе. Но о каком-либо механическом перемещении десятков тысяч людей и речи быть не может. Это лишь усугубит проблему. Однако планов своих по добровольному возвращению людей мы не скрываем. Поддерживаем подписанное только что Ахмадом Кадыровым и Маратом Зязиковым соглашение об организации этой работы.
- Но руководители миграционных служб ни в Грозном, ни в Назрани не утверждены. К кому идти? А из Москвы мало что видно.
- Почему из Москвы? Мои коллеги генерал Игорь Юнаш, полковники Ростовцев и Панасюк работают по преимуществу на месте. Обращайтесь к ним лично. Адрес - МВД Ингушетии. А сейчас создается комплексная бригада, в задачу которой входит самый скрупулезный анализ обстановки, проверка сдаваемых в Чечне объектов - на пригодность к заселению. Будет создаваться банк данных на лиц, способных принять возвращающихся в частном секторе. Двадцать рублей в сутки за проживание, деньги на хлеб, питание, гуманитарная помощь - это для жителя сегодняшней Чечни приличный стимул, чтобы поделиться на время своим кровом. А руководители местных служб будут утверждены в течение ближайшей недели.
- Но читатель возвращает нас к другим проблемам. Сегодня становится очевидным, что неуправляемые миграционные процессы - это реальная угроза национальной безопасности. Почему не могли просчитать это заранее? И все ли мы просчитываем сегодня? Ведь на каждом углу сетуют на демографический кризис и неизбежность привлечения рабочей силы из-за рубежа...
Не произойдет ли так, что мы в угоду экономической целесообразности утратим какие-то национальные, общероссийские ценности?
- Вопрос серьезный. Безусловно, миграция для России необходима - это в известном смысле ресурс устранения демографических провалов будущих десятилетий. Это и объективный элемент цивилизационных процессов. Да и вообще Россия традиционно притягательная страна. Но я не соглашусь с рядом политиков, которые видят благо даже в избыточной миграции. У нас ведь не просто обезличенная территория, население которой необходимо увеличить для решения той или иной технической задачи. У нас все-таки страна - Россия и мы - ее многонациональный, многократно переплавленный единый народ. С уникально сотканной многоцветной, но опять же общей культурой. Это цивилизация. Однако не прошли ли мы некую критическую миграционную точку, после которой количество переходит в ряде регионов в опасное качество?
- Имеются в виду миграционные проблемы Краснодарского и Ставропольского краев? Дальнего Востока? Межэтническая напряженность?
- Миграция - это не только географическая или этнополитическая величины. Это еще и макроэкономическая категория. Я уже приводил примеры серьезных экономических прорех... Безусловно, те, кто создавал службу десять лет назад, не могли предвосхитить всю масштабность миграционных проблем, которые обрушатся именно на Россию после Беловежской Пущи. В ее задачи, конечно, входили вопросы контроля и регулирования миграционных процессов, но приоритет отдавался опеке над вынужденными переселенцами, беженцами - жертвами бездарной и конъюнктурной национальной политики тех лет, обернувшейся жесточайшими, кровавыми конфликтами. Однако масштабы их последствий оказались беспрецедентными. Опыта разрешения столь масштабной проблемы в мире нет. Даже самые жесткие критики России признают, что она сумела даже в невероятно тяжелых экономических и политических условиях не свалиться в пропасть радикального национализма, проявила высочайшую степень нравственности, толерантности, понимания и терпимости к людям, потерявшим кров. Официально в органах миграционной службы с 1992 года было зарегистрировано более миллиона вынужденных переселенцев. Но в реальности это кратная величина. Тут и полтора миллиона лиц без какого-либо гражданства из дальнего зарубежья, и сотни тысяч временно перемещенных лиц... Сотни тысяч, минуя органы опеки, натурализовались сами.
У нас вообще необычайно привлекательная страна - для работы, учебы, лечения, туризма, большого бизнеса. И это не агитка: если наши границы в 1992 году пересекли примерно 12 миллионов человек, то в минувшем - уже под тридцать миллионов! И приблизительно пятая их часть работала в нелегальном режиме. В Москве, например, на налоговом учете стояли не более двухсот граждан стран СНГ, а проживают, по самым скромным оценкам, в пик спроса на "гастарбайтеров" и рыночных торговцев, до миллиона. Каково соотношение потребления из общего котла благ цивилизации и отдачи в него?
Но возникают дисбалансы и другого рода - те, что волнуют ваших читателей. В первую очередь те, когда соотношение мигрантов и местных жителей ведет или уже привело к возобладанию одного образа жизни над другим, возобладанию уже не только одного менталитета над другим, но даже языка общения.
- Может быть, нужно квотирование?
- В первую очередь нужна законодательная база - миграционное право. И это не только закон о гражданстве. Необходимо правовое поле, в рамках которого правительственные институты могли бы оперативно реагировать на быстроменяющуюся ситуацию. Может быть, в том числе применяя такой институт как квотирование - он, кстати, успешно апробирован в ряде наиболее демократических стран.
- Общий фон понятен. И все-таки ответьте честно, каково ваше отношение к инициативам Краснодарского губернатора? В первую очередь речь о турках-месхетинцах.
- Не считаю эту проблему, скажем, по количественным параметрам главной для края. Но она стоит острее. Я встречался с Александром Ткачевым. Полагаю, что в одном он прав: проблему эту необходимо решать в первую очередь с учетом возможностей и обязательств федерального центра. Она носит не только региональный характер. Тот же вопрос с турками-месхетинцами должен решаться в формате нашего диалога с Грузией, не исключены и контакты с Турцией, с институтами европейского сообщества. Коль Грузия претендует на вхождение в эти институты, то мы вправе требовать и от них определенного влияния на нее. Так или иначе нам необходима честная оценка ситуации по всем параметрам - законодательным, нормативным, по срокам ее разрешения. Что касается правовых актов края, уверен: ни один из них, если он будет противоречить федеральному законодательству, реализован не будет. Ткачев импульсивный, но прагматичный политик.
- Поборы, коррупция, незаконный рынок труда под прикрытием или при невмешательстве власти стали реальностью в области миграции. Признаете это?
- Признаю. И такова ситуация не только в области миграции. Увы. Но, не будучи по природе восторженным оптимистом, я все же вижу реальные рычаги политико-экономического воздействия. Мало кто помнит, сколько баталий вызвали первые шаги по нормализации ситуации на бензоколонках, когда вводили вмененный налог... Но ведь мало-мальский порядок навели - даже в этой предельно криминализированной в начале девяностых сфере. Во-первых, необходимо на законодательном уровне ввести виды и размеры миграционных пошлин. В первую очередь - рабочую. Необходимо создать систему, при которой между мигрантом и государством не будет стольких дармоедов-посредников. Оплатил госпошлину, причем через банк, и - живи, работай. А то сегодня даже на ВИЧ-анализ берешь направление у явного жулика...
- И вы верите, что вам удастся это реализовать?
- Дело не во мне. По поручению Президента России Владимира Владимировича Путина сейчас - впервые, замечу, в истории новой России - над проблемами миграции работает группа не просто высокопрофессиональных, но и высокопоставленных, наделенных реальной властью экспертов из числа депутатов Государственной Думы и исполнительных органов управления. Очень серьезно надеюсь, что к ее наработкам прислушаются и законодатели, и Правительство.
- Как вы относитесь к системе регистрации мигрантов, приезжающих к нам подзаработать? Там поборы тоже крутые...
- Согласен. Круче некуда. Мы начали проверки и находим, нет, не квартиры, а в буквальном смысле имеющие формальный адрес норы, в которых зарегистрировано до ТРЕХСОТ человек. Зачем система, порождающая вранье и преступный промысел?
Наверное, есть смысл провести эксперимент и регистрировать по региону пребывания - в той же миграционной службе, в заявительном порядке. Опять же, так, чтобы между мигрантом и государством не было посредника. Но сама по себе регистрация необходима, и она будет.
- А миграционная карта? И вообще - что она собой представляет и для кого она предназначена?
- Точнее - учетный лист иммиграционного контроля. Он будет выдаваться на первом этапе только "безвизовикам" - то есть основной массе мигрантов, едущих к нам из стран СНГ. В нем три вида отметок: прибытия, убытия и регистрации по региону пребывания. Плюс - цель поездки. Учеба, работа, лечение и т. д., а также адрес приглашающего лица, фирмы, лечебного заведения. Все в соответствии с международными стандартами. Этот документ прошел первоначальную экспертизу во всех заинтересованных и компетентных инстанциях.
- И когда он должен быть введен? Что будет тому, у кого его нет? Как его получить тому, кто уже въехал в страну?
- Введен он будет в этом году. Вручаться будет при пересечении границы. Те, кто уже приехал в Россию, смогут получить его в органах Федеральной миграционной службы - без ограничения. В СМИ будет проведена серьезная разъяснительная работа. Но, безусловно, в обозримом будущем настанет срок, когда отсутствие этого документа необходимо будет объяснять, скажем, как отсутствие или просрочку визы в зарубежном паспорте. И речь тогда пойдет о нелегальном пребывании в России. Между прочим, Украина уже ввела такой документ.
- А какова шкала ответственности? Уголовная? Административная?
- Все - согласно действующему сегодня законодательству. Но вот по вопросу организации и содействия незаконной миграции в Россию, равно как и вопросу ответственности тех, кто организует вывоз рабочей силы из России таким образом, что наши девочки попадают не в программисты или хотя бы официантки, а в сексуальные рабыни, мы будем выходить к законодателям с просьбой внести поправки в уголовный кодекс.
- А как вообще не попасть в ловушку к недобросовестному нанимателю?
- С осени начнем официально печатать формируемый сегодня банк данных на работодателей и фирмы, имеющие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы либо на оформление россиян на работу за рубеж и выполняющие свои обязательства в полном объеме. Чуть позже выйдем с этим в Интернет. Полагаю, открытая информация позволит вам уберечься от жулья. Этой же информацией будем обмениваться и с зарубежными коллегами.
- Мы хотим надеяться, что у МВД хотя бы что-то получится. Но как вы оцениваете все эти, уже принимаемые и разрабатываемые пока меры на фоне наших реально прозрачных, прямо скажем, сверхпроходимых границ?
- Я бы не был столь категоричен. Лично знаю, сколь напряженно работает сегодня над укреплением границ Федеральная пограничная служба. Но было бы заблуждением считать, что миграционные проблемы решаются на границе. Это лишь первый фильтр. Хотим мы или не хотим, миллионы "безвизовиков" прибывают к нам по соответствующим нашим международным соглашениям вполне легально. Характерный пример. Несколько недель назад прослеживаем автоколонну, идущую из одной страны СНГ с полутора тысячами "безвизовиков", у которых на руках вполне правдоподобные документы из Екатеринбурга, от фирмы, пригласившей их на работу. Видимо, устроители этого пробега еще "не въехали", что служба вошла в МВД, располагающее соответствующими оперативными возможностями. Мы попросили своих коллег придержать колонну и в течение часа выяснили, что документы - элементарная фальшивка. Результат? Колонну пропустили. Всех. Просто устроители документы порвали и заявили, что везут людей в рамках безвизового режима на культурные мероприятия. И все. Международные обязательства выше внутрироссийской правовой базы. Так что граница тут ни при чем; это уже наши подопечные.
- Как вы оцениваете миграционное законодательство у наших соседей по европейскому дому, в США, Канаде?
- Они жестки настолько, что ни один из них российские законодатели бы не приняли. Сегодня обрисовалась тенденция еще более серьезного ужесточения. В одной из стран внесен, например, законопроект, по которому даже беженцы обязаны приносить клятву на верность принявшему их государству... Но принципиально другое: я отчетливо вижу, что Европа вырабатывает некие универсальные миграционные правила исключительно защитного характера. Я уверен, что не позднее, чем через пару лет, они будут сформулированы законодательно. Мы должны быть к этому готовы. Во всех сферах миграционной политики - от создания адекватной мировым процессам законодательной базы до подготовки в наших учебных заведениях первых профессиональных специалистов. Иначе есть риск остаться на обочине.
- Служба будет отмечать свой десятилетний юбилей?
- По крайней мере МВД сделает все возможное, чтобы для влившихся в его ряды ветеранов миграционной службы он был праздничным. Свое приветствие приготовила вице-премьер Валентина Матвиенко, Борис Грызлов обещал приехать на Боярский, 4 лично и даже зачитать приказ о награждениях.
- Пригласите Татьяну Регент - основателя службы?
- Я приглашение передал.
- Что у вас за планы на этот праздничный день?
- Провести сбор сотрудников, согласившихся выпускать в Чечне и Ингушетии газету специально для тех, кто лишен своего крова, потерял и ищет своих детей, родителей, родственников, нуждается в четкой и юридически выверенной информации о своих правах и об обязанностях перед ним государства.
- В этом пекле выпускать такую газету могут только камикадзе.
- А как я убедился за три месяца работы, в миграционной службе все немножко камикадзе...
Подготовили Ирина НЕВИННАЯ,
Ираида СЕМЕНОВА.
00:04 14.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |