Архив новостей → Родная земля.
Родная земля.
Мы беседовали в его рабочем кабинете, и Конушев c его неизменной улыбкой переносился мыслью в далекие шестидесятые годы, где начиналась его, как тогда говорили, трудовая биография. И когда стал рассказывать о своем первом наставнике - Герое Социалистического Труда В.И. Каширине, которому со дня рождения теперь "отстукало" ровно сто лет, вдруг возникло почти осязаемое ощущение родства с такой непохожей на нынешнюю нашу жизнь, но и с такой близкой нам эпохой. У Конушева нет стремления что-то приукрасить и выставить себя в выгодном свете. Говорил о хорошем и о худом, черпая из памяти "правду-матку", чем и располагал к доверию и подкупал безыскусностью.
В "Сошном" он руководил с 1978 года, наследство получил незавидное: зерновых хорошо если брали по 9 центнеров на круг, а в коллективе добрая половина помышляла лишь об одном - найти выпить и опохмелиться.
Конушев никому и ничего не обещал, да и обещать что-то в его положении было рискованно: хозяйство производило удручающее впечатление. Но Конушев, в общем-то, знал, на что шел: чем больше вникал в дела, тем отчетливее представлял себе ту дорогу, которой шаг за шагом будет он выводить хозяйство из упадка, а людей из безразличия к непутевому своему состоянию. Человек от земли, он с детских лет познал целительную ее силу и, сполна отдавая себя кормилице, жизнь свою строит по ее заповедям.
Что в землицу вложишь, то и возьмешь. На другой же год своего руководства хозяйством Конушев приобрел 6 комбайнов с измельчителями соломы. Обмолачивая зерно, измельчали и запахивали солому. Стали разрабатывать торф, сапропель в местных водоемах. За пять лет на поля вывезли около 100 тысяч тонн органического удобрения. В севооборотах у Конышева все больше места стали занимать многолетние травы: клевер, люцерна. И это тоже помогало накапливать основу основ плодородия - гумусное содержание почвы.
Преуспел и в другом деле. В местечке Ярцево, на речушках Меча, Ракита и других, стал строить плотины;
заполнялись пустовавшие десятилетиями естественные водохранилища, поднялся уровень грунтовых вод. Вряд ли надо доказывать, как много это значило для повышения урожайности близлежащих полей.
Не привыкший бросать слов на ветер, Конушев не давал покоя ни себе, ни людям. Не раз и не два слышал он оговорки в свой адрес: мол, работай, работай, а толк-то будет ли? А он где строгости напустит, где отшутится: мы, мол, пока в плечах не харчисты, да будем мешком плечисты. И добавит: каково в амбаре, таково и в кармане.
И первым тянул воз, равняя всех на себя и добиваясь таким образом укрепления трудовой дисциплины и наводя порядок в организации производства. По два-три укоса трав снимают нынче в Сохе; гектар, который лет 15 назад давал по 9 центнеров зерна, нынче стал чуть не втрое урожайнее.
А Конушев взялся за строительство, и мало-помалу стал совхоз обрастать коровниками и телятниками, зерноскладами, гаражами и мастерскими... А главное, появилась у людей вера в директора, и все меньше оставалось сомневающихся в том, будет ли толк. Конушев понимал: есть только один способ заставить людей тебе поверить - за всяким словом должно следовать дело.
С появлением новых ферм и складов еще не решились все проблемы. Теперь уже в Сохе и новая школа отстроена, Дом культуры, жилье, очистные сооружения, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции... А работы непочатый край.
Принимаясь за писание, думал: как передать хоть частичку жизненной правды о человеке, одной из заповедей которого являются немудреные и всем известные слова: взялся за гуж, не говори, что не дюж?
...Конушев высок и плотен. Ходит чаще в костюме защитного цвета. Голосом ровен и говорит чаще всего с улыбкой, в нем нет ни тени пессимизма. Но и при том угадывается натура кипучая и беспокойная, каким многие в районе его и знают. И в области он - личность известная. Я с ним встречаюсь давно и много, а вот долгое время не мог взять в толк: чем же знаменит директор?
Да, подняли в Сохе урожайность, обустроили производство и получают крупные доходы. А с другой стороны - на совещаниях, в печати Конушева критиковали чаще многих.
Выходит, в герои не пробился, но и не последний.
Хотя и то правда - время такое было: начнут кого хвалить, то без оглядки, а заладят критиковать, так на каждом совещании...
Каков же он, В.П. Конушев? Хозяйственный, оборотистый, пробивной - говорят одни. Другие вторят:
дальновидный, предприимчивый... А вот же и во всем этом какая-то неточность определения человека, который не укладывается ни в схему образцово-показательного руководителя, ни в противоположное тому представление о человеке не вполне удачливом, коему никак не удается добиться безоговорочного признания.
Словом, и в этот раз ехал я в Соху с надеждой, что раскроется мне, наконец, Конушев и откроет секреты того, как при великих трудах и трудностях удается ему сохранять жизнелюбие и веру в свое дело.
- Будущее? - переспросил при встрече Владимир Петрович. - Я очень люблю это слово, оно - понятие.
Будущее, будни... Именно будни приближают наше будущее, наполнены о нем заботой и жизнелюбивой верой. Жизнь без будущего - это жизнь без смысла.
Он, однако, философ - этот Конушев. Начинал помощником совхозного пчеловода. Потом прошел через разные профессии, стал специалистом, руководителем крупного хозяйства. В памяти своей цепко держит слова наставника, бывшего директора совхоза "Агроном" В.И.
Каширина о том, что прекрасная наша земля простирается не только перед нами и вокруг нас, но и в нас самих - в нашей беспредельной к ней любви и в благодарной памяти.
От этой любви и этой памяти питаются корни таких понятий, как труд и хлеб. Владимир Петрович и по сей день благодарен своему наставнику, раскрывшему для него существо, смысл и жизнеутверждающую силу земледельческой деятельности.
Сады на земле сажают добрые мечтатели. Кто же другой в беспомощном тонком прутике способен разглядеть будущую красавицу яблоню, щедро одаривающую людей плодами. Конушевы везде, где бы ни поселились, всей семьей закладывали сады. И радовались, когда по весне заметало их нежной душистой метелью.
Давно уже выросли их первые яблоньки и груши, отплатили за заботу плодами. Но у деревьев, как и у человека, свой век. Стареют сады, взращенные трудами.
Но Конушевы сажают новые, где живут сами, где живут их дети - Вячеслав, Владимир. (Третий, Виктор, учится на бухгалтера, живет пока с родителями). Пусть они радуют внучат своими сочными, ароматными плодами. Родная земля платит им сторицей. Но и сам Конушев во главу всех своих дел ставит заботу о земле-кормилице. Не эпизодически, а ежедневно, десятилетиями, всю жизнь.
Николай Корнеев.
00:04 02.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |