Архив новостей → К райскому дереву на поклон.
К райскому дереву на поклон.
Праздник елки. Откуда он? Из французской провинции Эльзас, утверждают одни. И называют год его рождения њ 1600. Другие не колеблясь заявляют: еще на сто лет раньше французов "выделять" избранную представительницу леса начали древние германцы.
И почти все убеждены: мы, русские, поклонение дереву просто позаимствовали.
Аргументы? Ссылка на указ Петра Великого от 1700 года: "...по знатным улицам и у домов нарочитых духовного и мирского чина учинять украшения от ветвей еловых, сосновых и можжевеловых". Причем многие сетуют на то, что царское нововведение в России утвердилось только через сорок лет, "с образца в немецких слободах".
Что налицо? Остался в полном забвении тот факт, что поклонение дереву было в чести еще у наших древних предков, живших до двенадцатого века. Они так и назывались њ древляне. Потому что селились возле древ. Потому что видели в них своих спасителей. И это в значительной степени определило развитие их языка, речи. Кто, например, сейчас знает, что, скажем, раньше вместо слова "знание" употреблялось слово "ветие", с твердым произношением њ "ведь". От "ветви". Само собой, много ветвей-ветий принимались за "многознание". А какое слово охватывало все ветви дерева? "Мудрость". Посмотрите-ка на корень...
И под годом они подразумевали время не вообще, а видимое: в слитности с деревом, которое последовательно меняло внешность весной, летом, осенью и зимой. О том, что это так и было, можно судить по старинной русской загадке: "Стоит дерево райское. На одном боку его њ цветы расцветают, на другом њ плоды созревают, на третьем њ листья опадают, на четвертом њ сучья подсыхают".
Но какое дерево подавало сигнал о том, что наступил для славян Новый год, или Новолетье? Нет, не ель. А неравнодушная ко всякому дыханию, то есть к жизни, береза. Как? Обымалась зеленым дымком. Да еще милостиво подсказывала, насколько полагалось заглубить семена на отобранных у деревьев пашнях (по-древнерусски, на деревках).
Кто из наших предков не знал, что дар њ от дерева? Вот и напоминали они загодя духу березы о том, что им хотелось бы получить. Прежде всего њ дождя на посевы. Как могли, древние славяне воссоздавали его: навешивали на дерево струйчатые волокна льна. А на что полагалось пролиться дождю в огородах? На овощи. Вот и подвязывали женщины к веткам березы помидоры последней спелости, пламеневшие морковки, отменной белизны вилки капусты... Охотники, опасаясь за свой будущий промысел, спешили смастерить белок, глухарей, сохатых. Старики, теша себя надеждой извести нажитые с годами недуги, накрывали позолотой орехи, принимавшиеся за знаки здоровья. Вездесущая ребятня нанизывала на нитки кусочки сладкого и загодя подсушенного сусла.
Когда подвеска всего, на что существовал "спрос", заканчивалась, береза оказывалась густо украшенной. А по древлянским воззрениям њ представала отягощенной упрашивающими ее жертвами. По сути њ молитвами без слов.
И тогда начинали водить хоровод. Почему вставали в круг? Да потому что солнце њ круглое. Во благо любимого дерева собравшиеся вокруг него постепенно пускались в пляс. Непременно с прыжками, чтобы березе легче далось прибавить в росте. А значит њ в силе.
Ну а что же ель? Надо сказать честно: на отчине восточных славян вечнозеленая красавица служила символом... грусти. И ничего тут не попишешь. Впрочем, грусть, как говорят, одно из самых "умных" чувств.
Как бы там ни было, Новый год, по уже устоявшейся традиции, мы встречаем у залитой раноцветными огнями елки. Но, отдавая ей должное, давайте все-таки вспомним под бой курантов и о березке. Той, что давала кров, спасение и надежду на лучшее будущее нашим предкам.
Лев ЧЕРЕПАНОВ.
00:04 06.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |