Архив новостей → Имени Леваневского.
Имени Леваневского.
Воспоминания бывшего курсанта военно-морского авиационного училища, базировавшегося в Безенчуке Военно-Морского Флота.
...Плыву на весельной лодке - ловлю щук. На корме с левого и правого борта - по спиннингу, от них - натянутые, как струны, лески с "торпедами" на конце (русское название рыболовной снасти "воблера"). Мог ли я представить в те далекие сороковые годы, сбрасывая боевые и учебные пятиметровые, весом в одну тонну, торпеды в воды Черного и Японского морей, что через пятьдесят лет буду бороздить воду Волги с этими мирными "торпедами".
Борозжу затон час, второй, третий, хожу вдоль, поперек; меняю "белые" "торпеды" "желтыми". Нет ни одного удара, ни одной "хватки" щуки. Солнце в зените, жарко - пора отдохнуть. Разгоняю лодку и врезаюсь в камыш. Ложусь на дно лодки. Тихо.. Шуршит камыш, над головой бездонное голубое небо, лодка слегка покачивается, хлюпает вода под днищем. Проносится калейдоскоп неясных видений и вдруг... Васильевские острова! А ведь где-то здесь...
Да, здесь летом далекого 1944 года я, 17-летний мальчишка, увидел в окуляр авиационного оптического прицела Волгу и полигон для бомбометания - круг диаметром в 100 метров с крестом в центре. Где же был полигон? Вероятнее всего, в начале Васильевских островов, на мысе Утюг - начале "жемчужины ожерелья" Самарской Луки.
Конец 1943 года, мы - курсанты училища имени Героя Советского Союза Леваневского. Кто он? Почему его именем было названо училище?
Сигизмунд Александрович Леваневский, поляк по национальности, родился в 1902 году в Санкт-Петербурге. Отец умер, когда мальчику было восемь лет. Мать осталась с четырьмя детьми, семья после Октябрьской революции переехала в Польшу.
Брат Юзеф стал известным летчиком и погиб в авиакатастрофе во время рекордного перелета Польша - Советский Союз. С.А. Леваневский остался в России, сказав: "Моя Родина здесь". В 17 лет вступил добровольно в Красную Армию. Был командиром роты, батальона. Воевал с колчаковцами. Участвовал в подавлении контрреволюционных банд в Дагестане. Был несколько раз ранен. В 1923 году поступил в Севастопольскую школу морских летчиков. Был рослым, красивым, веселым, с серыми глазами. Отличался высоким летным мастерством.
После окончания летной школы был оставлен инструктором по подготовке пилотов морской авиации. Затем с повышением в должности переведен в летную школу г.Николаева на Днепре, вскоре стал начальником Всеукраинской летной школы Осоавиахима. В 1933 году обратился в Главное управление Северного морского пути с просьбой направить его в Арктику. Получил первое задание - перегнать двухмоторную летающую лодку "Дорнье Валь" из Севастополя на Чукотку.
В том году в СССР летел американский летчик Д.Маттерн с целью побить мировой рекорд дальности полета. После отправления из Хабаровска он пропал без вести. Леваневский спас американца и перевез его на Аляску.
После много летал над тундрой и тайгой в районе Уэлена - в тумане, в снегопады, над морем, а имел на борту лишь компас. В то время на самолетах не было радиостанций, радаров, антиобледенителей. Кабина экипажа не изолирована от окружающей среды, температура в ней стояла такая же, как и за бортом: -35-40о.
Весть о том, что пароход "Челюскин" раздавлен льдами, застала Леваневского в отпуске в Полтаве. Уже через несколько дней он выехал вместе с известным полярными летчиком М.Слепневым в США через Лондон с целью закупки двух самолетов для операций по спасению челюскинцев. На этих машинах они добрались из Аляски на Чукотку, чтобы оттуда летать в ледовый лагерь челюскинцев. Но случилось непредвиденное - из-за неполадки в моторе Леваневский совершил вынужденную посадку, разбил машину и сам чуть не погиб. Несмотря на то, что он непосредственно не участвовал в спасении челюскинцев, ему вместе с другими шестью летчиками - А.Ляпидевским, М.Водопьяновым, В.Молоковым, Н.Каманиным, И. Дорониным - было присвоено звание Героя Советского Союза.
Так, спасение челюскинцев явилось поводом установления наивысшей степени отличия, связанного с героическим подвигом, и первыми героями были полярные летчики. Тогда же у Леваневского возникла мысль о перелете в Америку через Северный полюс. Сталин, любимцем которого был Леваневский, поддержал эту идею. И в 1935 году вместе со штурманом В.Левченко и летчиком Г.Байдуковым на туполевской машине "Ант-25" Сигизмунд предпринял перелет через полюс в Америку. Но над Баренцевым морем пробило маслопровод, самолет совершил вынужденную посадку под Ленинградом. После Леваневский вместе с Левченко (одним из лучших штурманов арктической авиации) осуществил большой перелет из Лос-Анджелеса (США) вдоль побережья Ледовитого океана и далее в Москву, открыв новую воздушную трассу между двумя странами. Следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны президент США Т.Рузвельт высоко оценил отвагу Леваневского - по трассе были переброшены в помощь СССР из Америки тысячи самолетов.
Несомненно, авария при спасении челюскинцев, неудачная попытка перелета в Америку на "Ант-25" задевали самолюбие Леваневского - его мечту осуществили другие! И он стал готовиться к новому перелету. Для этой цели был избран новый четырехмоторный бомбардировщик "Н-209". Самолет развивал корость 280 км/час, имел грузоподъемность 12 тонн (общий вес 35 тонн), потолок подъема - 6000 метров, дальность полета - 7000 км. Рейс был задуман как коммерческий. Самолет загрузили ящиками с мехами, банками с черной икрой, мешками с международной почтой. Сталин передал в подарок жене президента США Т.Рузвельта две шубы и банку черной икры.
Вот как описывали в то время начало перелета.
12 августа 1937 года, вторая половина дня. Самолет "Н-209", окрашенный в люимые цвета Леваневского - синий и красный, стоит на стартовой площадке. Прибывают члены Правительственной комиссии, друзья-летчики, конструкторы, журналисты. Леваневский в тщательно выглаженном костюме, с изящно повязанным галстуком, окруженный представителями прессы, отвечает на вопросы. Только близко знавшие его люди видели, каких усилий ему стоило внешнее спокойствие. Его прищуренные глаза и привычно сцепленные на груди руки как бы говорили: "Я пойду до конца, с полпути я не вернусь, как это было в 35-м" (О.Строганов, 1966).
12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут самолет оторвался от земли. В составе экипажа были второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский, бортмеханики Николай Годовиков и Григорий Побежимов.
Первая радиограмма с борта получена в 18 часов 45 минут: "Вас слышу хорошо. Прошли траверс Загорска. Все в порядке". На исходе суток 13 августа самолет достиг Белого моря. Передали в Москву: "Высота 2600 метров. Три часа идем ночью. Леваневский и Кастанаев ведут самолет по приборам. Все в порядке".
"В 0 часов 39 минут вышли к Баренцеву морю. Позади осталась ночь. Ждем солнце. Высота 2500 метров. Все в порядке". "2 часа 20 минут. Высота 2500 метров. Взошло солнце. Идем над сплошными облаками. Все в порядке". "3 часа 50 минут. Прямо по курсу идти нельзя. Высокая облачность. Все в порядке".
"6 часов 44 минуты. Перевалили фронт. Идем к о.Рудольфа по маякам. Все в порядке". В это время на огромной высоте экипаж работал в кислородных масках. Трудно было двигаться и дышать: "13 часов 40 минут. Пролетаем полюс. Дался он нам трудно. Все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура за бортом -35оС. Стекла кабины покрыты изморозью.
Сильный встречный ветер". И вдруг вместно привычного "Все в порядке": "14 часов 32 минуты. Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода. Высота 4600 метров. Идем в сплошной облачности. Ждите...".
Это было последнее, что передал экипаж Леваневского: "Ждите..." Все радиостанции СССР, все коммерческие, военные, любительские радиостанции Северной Америки следили за эфиром. Между Московй и Вашингтоном была установлена прямая телеграфная и телефонная связь. В поиски включились советские и американские самолеты. Лишь через девять месяцев они были прекращены.
...Шла Великая Отечественная война, гитлеровцы разбрасыали над Москвой листовки, в которых было написано, что Леваневский совершил вынужденную посадку, его подобрала немецкая подводная лодка и он служит Германии - верх цинизма и кощунства. Плохо гитлеровцы знали Сигизмунда. Он и его экипаж ушли не в плен, а в безмолвие, в вечность...
Леваневский прожил недолго - всего 35 лет. Это был мужественный, честолюбивый, гордый человек. Его именем названы школы, аэроклубы, улицы (в Бунакске и Полтаве), училище Военно-Морской авиации в г.Николаеве на Днепре, которое в далекие суровые годы войны перебазировалось в г.Безенчук.
С аэродромов Безенчука и окружающих его сел взлетали в то время курсанты - будущие боевые морские летчики. 19 выпускников нашего училища во время войны были удостоены звания Героя Советского Союза.
В ноябре 1999 года мы вместе с известным самарцем, участником Великой Отечественной войны Николаем Васильевичем Глуховым обратились с письмом к главе администрации Безенчукского района А.К. Кузьмину. Вот строки из этого послания. "Глубокоуважаемый Алексей Константинович! Пишут вам бывшие курсанты училища им. Леваневского. В 1943-1944 гг. мы были курсантами.
Училище готовило пилотов, штурманов и стерлков-радистов для пикирующих бомбардировщиков. Где-то на Васильевских островах был полигон для бомбометания. Когда нас призвали в армию, нам было по 17 лет с небольшим. Сейчас, когда наша жизнь на "излете", вспоминаются месяцы учебы в училище (всего-то полгода)... Полеты над безенчукской землей, Волгой, Васильевскими островами... И запомнились на всю жизнь частые похороны наших товарищей - молодых парней, погибших в авиакатастрофах во время тренировочных полетов.
Весной 1944 года, когда встал вопрос о перебазировании училища на Украину, весь командный состав училища погиб в авиакатастрофе на самолете ТБ-3. Под Безенчуком в те годы вырос небольшой "лес" обелисков с фотографиями молодых, даже порой юных летчиков, так и не сбросивших бомбы на фашистов.
Мы попросили одного из жителей Безенчука узнать, что же осталось от могил наших товарищей-курсантов. Он сказал: "Почти ничего. Несколько валяющихся на земле безымянных обелисков, заросших бурьяном".
А ведь в конечном итоге нет разницы в том, погиб ли летчик на фронте или во время тренировочного полета перед отправкой на фронт. Он погиб как солдат, выполнявший свой священный долг перед Родиной.
Уважаемый Алексей Константинович! Мы обращаесмя к вам с просьбой - поставить всем погибшим в ваших краях обелиск с такой примерно надписью - "Курсантам-летчикам Военно-Морского авиационного училища имени Героя Советского Союза С.А. Леваневского, погибшим во время тренировочных полетов на Безенчукской земле".
Алексей Константинович оказался человеком, которому не чуждо прошлое Родины и России. В честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне на городском кладбище г.Безенчука был торжественно открыт обелиск-памятник курсантам училища с именами погибших...
Геннадий КУЗНЕЦОВ.
Бывший курсант училища им. С.Леваневского, участник Великой Отечественной войны, профессор Самарского госмедуниверситета.
Дорогие товарищи!
Бывшие курсанты (летчики, штурманы, стрелки-радисты, авиатехники и др.), окончившие Военно-Морское авиационное училище им.Леваневского (г. Николаев на Днепре, г.Безенчук, Самарская обл.), служащие постоянного состава училища, родственники или близкие курсантов! Сообщите, что вам известно об училище, о тех, кто его окончил, о публикациях на сей счет в печати.
Пишите, заходите, сообщите свой адрес.
Совет ветеранов Ленинского района г. Самары.
Бывшие курсанты училища: председатель совета Н.В. Глухов, профессор Самарского мединститута Г.П. Кузнецов.
Адрес: 443100, г.Самара, ул. Галактионовская. Тел 37-23-58.
00:04 19.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |