Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейНе всякий язык доведет до президентского кресла.

Не всякий язык доведет до президентского кресла.

Письмо в редакцию.

В субъекте Российской Федерации њ Республике Бурятия продолжаются нарушения прав человека в отношении пассивного избирательного права. По состоянию на 10 марта 1998 года в Бурятии действует в новой редакции Закон Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия". Настоящий закон 7 марта 1998 года опубликован в газете "Бурятия" њ официальном органе президента, Народного хурала и правительства Республики Бурятия и с этого момента вступил в силу.

Частью 1 ст. 4 этого закона введены дополнительные ограничения пассивного избирательного права граждан Российской Федерации, проживающих в субъекте Российской Федерации њ Республике Бурятия. Приводим полную редакцию п. 1 ст. 4:

"Статья 4. Требования к кандидату в Президенты Республики Бурятия".

1. Президентом Республики Бурятия может быть избран гражданин Российской Федерации, Республики Бурятия, проживающий на территории Республики Бурятия не менее десяти лет, в том числе на день выборов њ не менее трех лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Бурятия".

Введение ценза оседлости и языкового барьера лишает примерно 80 процентов избирателей Республики Бурятия права выдвигать свою кандидатуру на пост президента Республики Бурятия њ главы субъекта Российской Федерации.

При этом сторонниками нынешнего президента, который владеет бурятским и русским языками, в качестве главного аргумента приводилась ст. 71 Конституции Республики Бурятия, пункт 1 которой гласит:

"1. Президентом Республики Бурятия может быть избран гражданин Республики Бурятия, проживающий на территории Республики Бурятия не менее десяти лет, в том числе на день выборов не менее трех лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Бурятия".

Доводы оппонентов о том, что эта норма противоречит нормам федерального законодательства, в том числе положениям статей 26, 32 и 55 Конституции Российской Федерации, а соответственно п. 2 ст. 11 Конституции Республики Бурятия не были приняты во внимание ни президентом, ни большинством депутатов.

Изложенное выше и отсутствие реальной возможности устранить дискриминационную норму ст. 71 Конституции Республики Бурятия и ст. 4 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" через республиканские органы государственной власти с учетом предстоящих в июнењиюле с. г. выборов президента и депутатов Народного хурала Республики Бурятия, вынуждают нас обратиться к вам с просьбой защитить конституционное право "быть избранным" граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Бурятия њ субъекте Российской Федерации.

В. ЯКОВЛЕВ, общественная организация "Русская община Республики Бурятия". В. СТЕПАНОВ, правозащитный центр Республики Бурятия.

Л. САВИЦКАЯ, городской свободный профсоюз учителей. Л. ГАРМАЕВ, бурятское отделение "Демократического выбора России".

И. ПРОНЬКИНОВ общественно-политическое движение "Республика за новый курс". Н. ЛЕВИЦКАЯ, Ассоциация независимых инвесторов Республики Бурятия. Е. КИСЛОВ, Бурятское республиканское отделение Российского социал-демократического союза. В. ИЗМАЙЛОВ, народный избирательный блок "Победа". А. КОРЕНЕВ, Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия. В. ЧЕРЕПАНОВ, БРО ЛДПР. С. ГАЛДАНОВ, первый заместитель председателя общественной организации отцов "Мужской разговор". В. СТАВЦЕВ, республиканская общественная организация защиты прав рабочих.

Комментарий представителя Президента РФ в Конституционном Суде Сергея ШАХРАЯ:

Недавно Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел обращение Государственной Думы, в котором депутаты потребовали признать неконституционными нормы законодательства Республики Башкортостан об обязательном знании кандидатами, претендующими на пост президента республики, двух языков њ башкирского и русского.

Решение суда еще не принято, а мы уже получили заявление от лидеров общественных организаций и политических партий Бурятии, в котором содержится требование разобраться с аналогичной ситуацией в республике.

Ситуацию в Республике Бурятия и проблему в целом мы попросили прокомментировать представителя Президента РФ в Конституционном Суде Сергея Михайловича ШАХРАЯ.

њ Сергей Михайлович, как вы расцениваете ситуацию, сложившуюся в Республике Бурятия?

њ К сожалению, она типичная. Во многих конституциях и уставах субъектов Российской Федерации существуют различные ограничения активного и пассивного избирательного права граждан, не предусмотренные ни Конституцией Российской Федерацией, ни федеральным законодательством, - например, максимальные возрастные цензы или цензы оседлости. С такими нарушениями последовательно борется Конституционный Суд њ взять, например, решения по "хакасскому" или "тамбовскому" делам.

Проблема, связанная с требованием к кандидатам владеть всеми государственными языками республики, значительно сложнее, поскольку затрагивает тонкую сферу национальных отношений.

Здесь важно понимать следующее: никто не оспаривает конституционное право республик иметь наряду с русским (подчеркиваю њ наряду, а не вместо!) республиканский государственный язык, никто не оспаривает право народов на защиту и развитие национальных языков. Но реализация этого права не должна препятствовать реализации конституционных прав и свобод граждан.

Нередко руководство республики ограничивается декларациями в защиту национального языка и не понимает либо не хочет понимать, что право на государственное "многоязычие" њ это очень большая ответственность перед всем населением и, чего скрывать, очень дорогостоящая привилегия.

Весь мировой опыт показывает њ для того, чтобы в полной мере реализовать право на два или несколько государственных языков, нужны серьезная законодательная база, специальные программы развития государственных языков, меры стимулирования изучения языков взрослым населением: это бесплатные курсы, школы, хорошие учителя, учебники и многое-многое другое. А самое главное, нужен длительный период времени, иногда њ десятки лет, когда второй, третий государственные языки станут наконец реальностью.

Пока же ни в Республике Башкортостан, о которой шла речь в Конституционном Суде, ни в Республике Бурятия практически ничего из вышеперечисленного нет. Зато есть норма с требованием в обязательном порядке знать два языка.

Вроде бы сделано это ради защиты прав титульной национальности республики. А что мы имеем в результате? А в результате њ полное нарушение избирательных прав самого же бурятского населения.

Согласно данным микропереписи Госкомстата России 1994 года, из каждой тысячи жителей Республики Бурятия 744 владеют только одним языком. Это значит, что почти 75 процентов населения не имеют права быть избранными на пост президента республики. При этом по причине незнания второго государственного языка в выборах не может участвовать более одной пятой граждан бурятской национальности.

В общем, "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

њ Но ведь в прошлом году аналогичные проблемы уже возникали в ходе выборов президента Республики Марий Эл, и решение было найдено. Почему нельзя было этот опыт распространить на другие республики?

њ Думаю, что, несмотря на все национальное многообразие, все живут по старой русской пословице: "Гром не грянет, мужик не перекрестится". Пока выборы не постучатся в дверь, ни у федерального центра, ни у субъекта Федерации, как говорится, руки не доходят до проблем избирательного законодательства.

В ситуации с выборами президента Республики Марий Эл в 1997 году спорные вопросы были разрешены на уровне Верховного Суда РФ. В результате В. Кислицын был зарегистрирован кандидатом в президенты и победил на выборах. После этого республиканские законодатели внесли необходимые поправки в Конституцию Марий Эл, привели нормы избирательного законодательства в соответствие с требованиями федеральной Конституции.

Такая последовательная позиция внушает уважение.

њ А каков ваш прогноз относительно возможного решения КС по "башкирскому" делу?

њ Надеюсь, что решение будет взвешенным, направленным на сохранение принципов демократизма и федерализма в нашей стране. Полагаю, также, что определенную роль сыграет взвешенная позиция Президента России по этой проблеме.

С юридической же точки зрения, не вижу ничего другого, кроме приведения конституционных норм субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ. Это означает, что все неконституционные ограничения избирательных прав граждан в республиканском законодательстве должны быть отменены.

њ Допустим, что решение Конституционного Суда будет именно таким, как вы предполагаете. Что из этого следует? Ведь речь идет только о Башкирии. А что же будет с Бурятией или другими регионами?

њ Действительно, решения Конституционного Суда формально касаются только тех актов њ конституций, уставов субъектов Федерации или законов, њ в отношении которых они приняты. Однако нормы федеральной Конституции имеют прямое действие, а потому решения Конституционного Суда, особенно касающиеся обеспечения прав и свобод граждан, органы власти субъектов Российской Федерации должны также применять непосредственно, не дожидаясь "персонального дела".

Кроме того, Президент Российской Федерации принял решение воспроизводить наиболее важные и общие позиции из постановлений Конституционного Суда в своих указах с тем, чтобы распространить их более широко. Возможно, что такой указ появится и в соответствии с решением Конституционного Суда по "башкирскому" делу.

  00:04 04.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU