Архив новостей → Прогнозы: Году Тигра суждено иметь полосатую...
Прогнозы: Году Тигра суждено иметь полосатую окраску.
А Прошедший 1997 год, по оценкам политологов, был самым спокойным за все время после распада СССР.
Эмиль ПАИН, советник Президента РФ.
Подводя итоги 1997 года, известные политологи, члены Клуба 93, на своем заключительном заседании почти единодушно пришли к выводу - это был самый спокойный год за все время после распада СССР. Действительно, в 1991 - 1992 гг. Россия переживала острейший кризис Федерации ("парад суверенитетов") как последствие распада Союза; в 1993 - кризис федеральной власти, достигший апогея во время вооруженного противостояния двух ее ветвей; в 1994 - 1995 - общий политический кризис, связанный с чеченской войной; в 1996 - поляризацию общества в период президентских выборов.
Разумеется, и в 1997 г. спокойствие было относительным, и сотрудники ведомств по чрезвычайным происшествиям, пограничники и милиционеры, возможно, и не согласятся с таким определением уходящего года. Однако политологи имели в виду лишь определенные стороны общественного согласия и стабильности, прежде всего высокий уровень общественного согласия, точнее, согласия между различными группами политической элиты, определяющей политический климат в стране. Основные политические субъекты - Президент, глава Правительства и лидеры палат Федерального Собрания, представители ведущих партий, столичных и региональных групп продемонстрировали готовность и способность договариваться по основным вопросам политической жизни страны. И даже финансовые группировки, ведущие между собой ожесточенную и не всегда чистоплотную борьбу за последние жирные куски еще не поделенной собственности, были едины по ключевым политическим вопросам.
Самый высокий с 1991 года уровень согласия и стабильности наблюдался в нынешнем году и в изучаемой мной сфере федеративных и межнациональных отношений.
Прошел год с окончания чеченской войны, в сравнении с которой любые стычки на административной границе с Чечней, вылазки террористов и даже захват заложников из числа мирных граждан кажутся незначительными эпизодами. Кроме того, сузилась зона сепаратизма - ни в одной из республик России, кроме Чеченской Республики, политические руководители не поддерживают идеи выхода из Федерации. С карты потенциальных этнических конфликтов нужно стереть Тыву и республики Поволжья. Даже самые осторожные специалисты признают, что вероятность возникновения в них межнациональных конфликтов сегодня мала, хотя еще год-два назад тревожные ожидания имели место.
Значительно ослабела роль национальных движений во всех республиках. Националистические силы не получают поддержки населения, скажем, на выборах, падает их политическая активность. Готов подчеркнуть это утверждение, несмотря на осенние эксцессы в Татарии, Башкирии и Якутии и ряде других мест, связанные с обсуждением вопроса о новом российском паспорте. Выступления лидеров национальных движений по вопросу о графе "национальность" в паспорте были сравнительно вялыми, а главное - мало привлекали к себе внимание населения.
Не подтвердились опасения того, что после смены назначаемых глав администраций избранными, в большинстве субъектов Федерации ухудшатся взаимоотношения с Центром. Ничуть не бывало. Новые лидеры регионов, вне зависимости от того, от каких партий и политических движений они были избраны, быстро и хорошо налаживают взаимодействие с федеральной властью. Нередки случаи, когда представители бывшей советской номенклатуры, пришедшие в регионах к власти при поддержке КПРФ, сегодня лучше находят общий язык со Старой площадью и Кремлем, чем некогда назначенные Президентом губернаторы из либеральной когорты.
Но, несмотря на множество признаков относительной политической стабилизации и растущего общественного и межнационального согласия в России, рано бить в литавры. Тревоги за сохранение в стране климата стабилизации не лишены оснований, поскольку ни одна из названных позитивных тенденций в общественной жизни пока не может быть признана необратимой. На политическом поле России разбросано множество мин, готовых в любой момент взорвать еще хрупкое согласие в обществе.
Те же договоры о распределении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами власти, которые в ряде случаев способствовали предотвращению открытых конфликтов регионов с Центром, в нынешних условиях сами способны породить новые конфликты. Во-первых, они демонстрируют неравные отношения Центра к разным регионам и тем самым усиливают межрегиональные противоречия. Во- вторых, не побуждают у регионов желания приводить свое законодательство в соответствие с федеральным, а подобное расхождение является самой большой преградой на пути к фундаментальной стабильности, основанной на всеобщем подчинении закону, а не на договоренностях между элитарными группировками.
С каждым годом усиливается проблема автономных округов. Противоречивость их положения заложена самой Конституцией России, в одних статьях определяющей статус округов как равный другим субъектам Федерации, в других - как составную часть краев и областей.
Бесспорно, самой большой проблемой года в рассматриваемой сфере оставалась неопределенность статуса Чеченской Республики. Ситуация, при которой Чечня признается Москвой как обычный субъект Федерации, но имеет возможность не исполнять законов России, лишь поощряет развитие чеченского сепаратизма и криминализацию республики.
В самом деле, Чеченская Республика, получившая возможность устанавливать легальные связи со всеми регионами Федерации, но не обремененная обязанностью соблюдать российские законы, стала местом концентрации криминального бизнеса. Не меньше проблем порождает неопределенность статуса республики в ее внешнеполитических контактах. Москва предоставляет А.Масхадову такие же большие возможности для контактов с зарубежными лидерами, что и другим руководителям российских республик. Это используется Грозным исключительно для обретения Чечней независимости. Зарубежные лоббисты, выступающие за признание независимости Ичкерии, трактуют упомянутую в Хасавюртовском договоре дату 2001 год как время, до которого Россия всего лишь отложила признание независимости Чечни.
Однако наибольшие трудности федеральная власть испытывает с поддержанием правопорядка на территории прилегающих к Чечне республик России. Признание Чеченской Республики рядовым субъектом Федерации делает практически невозможным охрану административной границы с этой республикой. У Вооруженных Сил нет законных оснований для осуществления действенного контроля за потоками людей и грузов. Более того, силам правопорядка зачастую непонятно, как себя вести в сложившейся ситуации (вспоминается публичное осуждение бывшим заместителем секретаря СБ попытки милиционеров остановить на дагестанской территории С.Радуева и его вооруженную охрану). Неспособность властей защитить прилегающие к Чечне территории от набегов побуждает жителей сопредельных с ней территорий заниматься самообороной. Однако это лишь увеличивает опасность возрастания вооруженных стычек на границах Чеченской Республики.
Важные сдвиги происходят в общественных настроениях россиян: социологи фиксируют рост античеченских настроений. Параллельно усиливается критика в обществе в адрес федеральных властей, обвиняемых в неспособности добиться от Чечни соблюдения имеющихся договоренностей с чеченским руководством.
Ситуация в Чечне и вокруг нее складывается таким образом, что федеральной власти не удастся отложить решение вопроса о статусе Чечни до 2001 года. У Москвы становится все меньше возможностей делать вид, что эта республика является обычным субъектом Федерации и ей всего лишь нужно экономически помочь восстановить разрушенное хозяйство. Если в ближайшее время не удастся заключить с чеченскими лидерами договор, определяющий особенности статуса Чечни и ее отношений с Федерацией, то эти особенности придется определить федеральной власти в одностороннем порядке.
Думаю, что проявившуюся в нынешнем году борьбу позитивных и негативных тенденций в развитии федеративных и межнациональных отношений унаследует и год наступающий. В связи с этим нетрудно предсказать чередование в 1998 г. полос мира, спокойствия и согласия с полосами социального и межнационального напряжения (при явном преобладании первых). Ну что ж, году Тигра, видимо, суждено иметь такую полосатую окраску.
00:04 31.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |