Архив новостей → "ТА ПУЛЯ ПОПАЛА И В МОЕ СЕРДЦЕ...".
"ТА ПУЛЯ ПОПАЛА И В МОЕ СЕРДЦЕ...".
Через пять с половиной лет после гибели сына мать добилась отмены оправдательного приговора его убийце.
Валентина Васильевна Боженова пришла в редакцию с этой долгожданной новостью уставшая и отрешенная:
- Думала, вот исполню долг перед сыном и будет радость. А ее нет. Просто что-то тяжелое отлетело от меня и легче дышать стало. И Димка сниться перестал. А то ведь только голову на подушку - и вижу, как бежит он ко мне по двору в спортивном костюме, веселый, и сумку из рук вырывает. Проснусь и думаю: "Ты-то радостный мне навстречу спешишь, а я тебе ничем помочь не могу".
А мужу Валентины Васильевны Владимиру Никифоровичу сын по-прежнему снится. Будто лежит Димка в больнице, а он, отец, его спрашивает: "Ну как ты? Что врачи-то говорят?" А сын отвечает: "Говорят, что безнадежен, папа. Это Зуев меня сильно зацепил".
Вот так вот, терзаясь от жестоких снов и воспоминаний, в постоянных мыслях и жила Валентина Васильевна долгие пять с половиной лет после гибели сына.
Эта трагедия случилась в июле 1994 года. Через несколько дней после кражи в производственном кооперативе "Мастер", расположенном на территории ремонтно-инструментального завода, во время которой кроме всего прочего были похищены трудовые книжки работников и бухгалтерские документы.
Курчатовским РОВД было возбуждено тогда уголовное дело.
А в пятницу 8 июля того же года в райотдел внутренних дел позвонил заместитель председателя "Мастера" Сергей Козлов и рассказал, что уже несколько раз неизвестные люди по телефону предлагают выкупить у них трудовые книжки. Сегодня тоже звонил мужчина с таким же предложением, сказал, что книжки найдены им на дороге у городской свалки. Козлов назначил ему встречу в 14 часов у проходной завода.
Оперуполномоченный уголовного розыска Александр Зуев, на участке которого расположен кооператив "Мастер", попросил Козлова приехать за ним. И после, взяв с собой еще одного сотрудника РОВД, отправился на машине Козлова к месту встречи.
Помощник зашел в проходную, а Козлов вышел за ворота дожидаться незнакомца. К нему почти тут же подошел парень. И они стали мирно разговаривать.
Зуев, который был в гражданском, несколько раз прошелся мимо них и даже задал незначащие вопросы.
Между продавцом и покупателем начался торг - выкупить все трудовые книжки Козлов из-за отсутствия денег не мог и предлагал за вознаграждение отдать ему хотя бы несколько.
Парня это явно не устраивало, и он собирался уходить. И тогда Зуев, подойдя к ним, попытался парня задержать. Тот начал вырываться, ударил милиционера, Зуев ударил его. После обмена ударами парень побежал по улице Косарева. А Зуев, выхватив пистолет и приказывая остановиться, объявил, что будет стрелять. И выстрелил несколько раз в воздух, а потом после предупреждения выстрелил еще раз - прицельно. Во всех объяснениях он говорит, что стрелял по ногам. Парень упал с пробитой головой и больше уже не вставал. Это был Дмитрий Боженов.
- Мы не дождались его в тот день ночевать, что очень удивило нас, - рассказывает Валентина Васильевна. - Дима всегда предупреждал, если задерживался. Позвонит: "Вы меня не потеряли? Я во дворе с ребятами". Выгляну в окно, он мне рукой помашет, и я спокойна. Позвонила его девушка, сказала, что Дима обещал ее накануне встретить, хотел прийти к ее матери на день рождения.
Вечером в воскресенье вконец растревоженные, они пошли в райотдел заявить о пропаже сына. Заявление у них приняли в порядке исключения - о розыске объявляют только через несколько суток.
Кто-то надоумил ее обратиться в морг. Едва дождавшись 8 часов утра, Валентина Васильевна позвонила туда. Прерывающимся от волнения голосом спросила, есть ли такой. Ей ответили, что есть.
- Вы помните, какой дождь был в понедельник 11 июля в 1994 году? - говорит Валентина Васильевна. - Ливень как из ведра, транспорт встал, мы поймали машину... Диму нам вывезли на каталке, в одежде, в которой он ушел в тот день из дома, - темный свитер, рубашка под ним. Да вот как на этой последней его фотографии. Только весь в крови. На виске и над бровью запекшиеся отверстия от пули, лицо в ссадинах и кровоподтеках. Мы сами, сами нашли его...
Она помнит те три дня до мельчайших деталей. Говорит, что вообще очень быстро поняла, какое значение им придается при расследовании, к тому же восстанавливала их много раз в своих рассказах, письмах, жалобах в разные инстанции - от районных отдела внутренних дел и прокуратуры до московских адресатов. Говорит, что поначалу чуть ли не извергом пытались представить ее Димку, посмертно навязывая ему обвинения аж по трем статьям: и кража в кооперативе "Мастер", и вымогательство денег, и оказание сопротивления сотруднику милиции. Один следователь, усердный защитник чести мундира, даже нож в руках Боженова вообразил.
Валентина Васильевна, еще не очнувшись от потрясения, защищала сына как могла: "Не верю, он не такой", - и оценила важность деталей, точность слова, когда в районной прокуратуре ей сказали, что уголовное дело об убийстве ее сына закрыто, и попросили подписать какую-то бумагу, где прочитала, что "сын убит на месте преступления".
- Я сказала, что этого не подпишу, мой сын не преступник. "Тогда не будем знакомить с делом и свидетельскими показаниями", - сказал мне следователь районной прокуратуры.
Усилиями матери все бездоказательные обвинения с сына были сняты. Пять раз выносили постановления и о прекращении уголовного дела об умышленном убийстве Дмитрия Боженова Александром Зуевым. Постановления отменялись после жалоб Валентины Васильевны в областную и городскую прокуратуры, дело возвращалось в район на доследование... к одному и тому же следователю Юрию Филатову.
- Два года это продолжалось. И если бы не заместитель прокурора области А.И.Золотавин, прокуроры С.В.Давыдов, С.А.Мозжерин, Д.В.Загвоздин, Г.В.Сухарев, старший следователь А.А.Шурмелев (я так им благодарна), это дело не дошло бы до суда.
В конце января 1999 года в Курчатовском райнарсуде был рассмотрен иск Боженовых к Александру Зуеву. Почти через пять лет после убийства их сына. Сколько воды с той поры утекло, сколько слез пролито. Невеста Димки Боженова вышла замуж, родила ребенка. Поседели его старики, которых он по-сыновьи нежно любил.
- Мы были подавлены тем судом... - в глазах Валентины Васильевны слезы. - Как все защищали Зуева, как вызывающе он вел себя. Моему мужу в коридоре сказал: "Не думай, меня не посадят, два года условно дадут и все". Его адвокат за ним как нянька ходил. В итоге суд установил, что Зуев совершил умышленное убийство нашего сына при превышении пределов необходимой обороны, связанной с задержанием, и оправдал его по ст. 171 ч. 2 УК РСФСР, но признал виновным по ст. 105 УК РСФСР и назначил наказание в виде лишения свободы на два года. Но от наказания освободил "в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности".
Она не могла с этим смириться. Как же так? Ее сын, о котором никто слова худого никогда не сказал, убит, а его убийца ходит на свободе, отделался легким испугом. Где же справедливость? Эта жгучая обида не давала ей покоя.
- Ведь сын не был даже подозреваемым, в уголовном деле по краже в кооперативе "Мастер" ничего о нем не сказано. Он не был задержанным или подследственным. Вор не придет через неделю на место преступления, чтобы еще что-то заработать. Мне говорили следователи, что сына, мол, подставила мафия. Я не верю, что он был знаком с мафией. Но в любом случае убивать за это нельзя. Ничто не мешало Зуеву да еще с помощником задержать безоружного неопасного человека без выстрелов.
Кассационный протест старшего помощника прокурора города Н.Н.Дримановой и кассационные жалобы супругов Боженовых судебная коллегия по уголовным делам областного суда оставила без удовлетворения, а приговор Курчатовского суда без изменения.
30 апреля Валентина Васильевна отправила жалобу в администрацию президента РФ.
- По двадцать раз на дню я с надеждой подходила к почтовому ящику, - рассказывает мать. - Вдруг снизойдут люди добрые к родительскому горю бедных простых пенсионеров - бывшей медсестры и электрика. И когда прочитала письмо из областной прокуратуры от начальника надзорного отдела управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам А.В.Иваненко, не сразу и поняла, что это не отказ, что доводы в моей жалобе признаны обоснованными.
Валентина Васильевна показывает документы. Вот прокурором области Анатолием Брагиным подписан надзорный протест об отмене приговора Курчатовского районного суда и направлении дела на новое судебное рассмотрение. С участием прокурора области президиум областного суда 20 октября рассмотрел этот протест и постановил приговор Курчатовского суда и определение судебной коллегии по уголовным делам областного суда отменить. Дело направил на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Из постановления президиума Челябинского областного суда от 20 октября 1999 года:
"...Вывод суда об отсутствии в действиях Зуева должностного преступления является преждевременным и сделан без учета обстоятельств дела. Из мотивировочной части приговора следует, что Зуев при задержании Боженова нарушил правила применения огнестрельного оружия, регламентированные ст. 15 закона РСФСР "О милиции", в соответствии с которой Зуев мог применить огнестрельное оружие, в частности, для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказавшего вооруженное сопротивление.
Такое право предоставлено сотруднику милиции и для отражения нападения на него, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладеть его оружием.
По настоящему уголовному делу суд не усмотрел этих условий и признал применение огнестрельного оружия неправомерным. Между тем, в противоречие с данным утверждением, пришел к выводу об отсутствии в действиях Зуева превышения полномочий, сопряженных с применением насилия".
Доводы в жалобах Валентины Васильевны были об этом же.
- В Курчатовской прокуратуре следователь как-то спросил, кто консультирует меня, мол, так грамотно и целенаправленно я составляю жалобы и привожу доводы. Сердце, материнское сердце меня консультирует. Та пуля попала и в него...
Валентина Васильевна плачет. За те несколько месяцев, что я знакома с ней, ни разу не видела улыбки на ее лице. Она перебирает фотографии сына - школьные, студенческие, армейские, посмертные, где он в гробу с дыркой в виске...
- Я ведь своих детей даже матери родной не доверяла, все: "Леночка, Димуленька". И они у меня добрые выросли, Диму и однокурсники любили, и преподаватели. Весь дом хоронил... Ну вот, сынок, я выполнила долг. Твой убийца будет наказан.
Диме Боженову сейчас было бы чуть более 30 лет. Александру Зуеву - 29. Они почти ровесники. Роковая встреча связала их судьбы навсегда.
Людмила ВИШНЯ.
Комментарий начальника управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам областной прокуратуры старшего советника юстиции Натальи НОВИКОВОЙ:
- Когда слушаешь или разговариваешь с родственниками, близкими людьми как осужденных, так и потерпевших, нельзя рассчитывать на абсолютную объективность их оценок. Я понимаю, как тяжело матери, потерявшей двадцатипятилетнего сына. Безусловно, он для нее самый хороший и безупречный. Но далеко не всегда наши дети в жизни совершают только правильные поступки, не всегда мы можем уберечь их и от дурного влияния, и от неправомерных действий.
Ситуация, изложенная в настоящей публикации, подана исключительно со слов матери погибшего, однако давайте обратимся к конкретным обстоятельствам дела. Совсем не случайно Боженов оказался у проходной кооператива, где были похищены трудовые книжки. Им явно двигал корыстный интерес. Но кто стоял за этим интересом - он сам или еще кто-то, осталось тайной, и на сегодняшний день возможность установить эти обстоятельства с полной достоверностью утрачена. Не может категорически отрицать этого и мать Димы Боженова.
Однако в том и заключается профессионализм работника милиции, облеченного властью и защищенного наличием табельного оружия, чтобы в любой, даже самой сложной ситуации не терять самообладания и принять правильное решение для предотвращения преступления. Именно этих действий не было предпринято оперуполномоченным Зуевым, который лишь усугубил и без того острую ситуацию. В протесте прокурора области и постановлении президиума областного суда, на которые сослалась автор статьи, указано, что в соответствии с материалами дела сотрудник милиции А.А.Зуев при задержании Боженова стрелял в спину безоружного человека, нарушил правила применения огнестрельного оружия, регламентированные законом "О милиции", т.е. из защитника граждан и закона превратился в преступника. Именно на эти обстоятельства суду следует обратить особое внимание при новом судебном рассмотрении дела и вынесении решения, оценив как доводы подсудимого, так и доводы потерпевшей стороны.
00:04 08.12
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |