Архив новостей → Альтернативная "Электронная Россия".
Альтернативная "Электронная Россия".
Андрей Коротков, Владимир Баршев.
ВЧЕРА в Министерстве по связи и информатизации были вскрыты пакеты с документацией участников вторых конкурсных торгов "Электронной России". Можно говорить об итогах первого года и пытаться заглянуть за горизонт - что день грядущий нам готовит?
Первые результаты торгов известны. 48 претендентов на победу. Часть из них - наши старые "знакомцы" по прошлому году, появились и новые игроки. Итоги первого года известны, информация о них размещена на сайтах Минсвязи и других министерств, участвовавших в реализации программы. Корабль под названием "Электронная Россия" сошел со стапелей и занял исходную позицию для похода по бурным морям информационных технологий. Каким он получился, сумеет ли он выдержать конкурентную гонку?
В 2002 году компьютерный парк России увеличился по сравнению с предыдущим годом на 20 процентов. Количество пользователей Интернета, регулярно входящих в Сеть, возросло на 39 процентов и достигло 6 млн. человек, а это почти 4 процента населения страны. Объем отечественного ИТ-рынка вырос на 9 процентов и составил более 4 млрд. долларов США. В 2003 году можно рассчитывать на сохранение существующих высоких темпов роста.
Были проведены работы по модернизации сети научно-технической информации, выполнены работы по созданию федерального информационно-аналитического центра как основы федеральной системы оперативного контроля за состоянием природных ресурсов и экономически важных и опасных объектов, разработаны экспериментальные образцы интеллектуальных смарт-карт для создания унифицированной расчетной системы.
Содержание (контент) и услуги (сервисы) - вот для чего нужны сети общего пользования. Поэтому так важно формирование государственных информационных ресурсов и обеспечение широкого доступа к ним, создание государственного регистра населения, государственного электронного документооборота, сети информационно-маркетинговых центров, системы электронных торгов для государственных нужд, "электронных процедур" взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов, а также правовые основы развития, использования и безопасности сетей.
В 2003 году мы сконцентрируем ресурсы программы на 5 приоритетных направлениях:
развитии инфраструктуры доступа, в том числе подключении органов власти и бюджетных организаций к компьютерным сетям, создании пунктов коллективного доступа;
внедрении технологий "электронного правительства", направленных на обеспечение административной реформы и реализацию принятых правительственных решений о доступе граждан к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти;
совершенствовании обучения в области ИКТ, развитии навыков использования информационных технологий у государственных служащих и населения;
формировании законодательной базы, стимулирующей развитие сектора ИКТ и обеспечивающей процессы использования и безопасности ИКТ в различных сферах жизнедеятельности общества; гармонизацию и взаимодействие региональных программ с ФЦП "Электронная Россия", их увязка с межгосударственными, федеральными целевыми, ведомственными (отраслевыми) программами информатизации. В 2003 году основной акцент будет сделан на практическую реализацию проектов с широким участием субъектов Российской Федерации.
Планируется также организовать работы по ряду новых социально значимых направлений, что позволит реально сократить "цифровой разрыв" в регионах. Это в первую очередь проекты, направленные на развитие телемедицины и дистанционного образования.
Уже сегодня видны некоторые просчеты, заложенные в конструкцию программы. Интуитивно "Электронная Россия" воспринимается гражданами гораздо шире, чем это прописано в паспорте программы. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Убежден, что есть.
Нам стала очевидной необходимость уточнения задач и структуры программы, состава государственных заказчиков, зон их ответственности, перечня и содержания мероприятий, связанных с развитием ИКТ как самостоятельного сектора и базовой основы высокотехнологичной экономики и информационного общества, наличия технико-экономического обоснования по каждому мероприятию, системы показателей оценки эффективности мероприятий. Это позволит придать программе практическую направленность, сделать ее более прозрачной и измеряемой, ориентированной на приоритетную поддержку проводимых в стране реформ (административную и бюджетную реформы, реформы государственной службы, образования, ЖКХ и др.), на поддержку развития сектора ИКТ.
Для этого Минсвязи России совместно с государственными заказчиками программы, представителями бизнеса, научных и общественных организаций планирует подготовить во втором квартале 2003 г. для внесения в Правительство Российской Федерации предложения по модернизации ФЦП "Электронная Россия". Эти изменения будут предварительно рассмотрены на Государственной комиссии по информатизации, Совете по региональной информатизации и в органах управления программы.
Особенно важным выглядит исполнение задач программы в рамках проводимой административной реформы. В нашей "забюрокраченной" стране не востребованы органы управления, созданные "на время", направленные на решения одной или нескольких конкретных задач. Пример - многочисленные межведомственные комиссии, собирающиеся время от времени и пытающиеся поймать ускользающее время. Пока готовится один вопрос, ситуация в экономике меняется, принимаются новые законы, регламенты, и бюрократам снова и снова приходится толочь воду в ступе.
Выход - создание целевых групп или комиссий с ограниченным сроком полномочий - полгода, год, три года. После этого следует доклад об исполнении и оргвыводы.
Информационные и коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для задач децентрализации, удешевления и сокращения госаппарата, обеспечения непрерывности его действия (сеть работает 24 часа в сутки). Часть функций госаппарата на контрактной основе при этом можно передать госучреждениям или частным предприятиям, в том числе акционерным обществам со значительным участием государства. "Исполнительная" составляющая деятельности Правительства, широко использующая возможности ИКТ, входит в сферу организационного проектирования. В его основе лежат три принципа:
Правительство должно концентрироваться на гражданах, а не на бюрократии;
Правительство должно ориентироваться на результаты своей деятельности;
Правительство должно опираться на рынок, активно продвигая инновации как в сфере производств, так и в сфере управления.
Такие преобразования позволят в полной мере воспользоваться нашим главным стратегическим ресурсом - человеческим капиталом, нашим коллективным разумом и знаниями. Это важнейшая политическая задача.
Если намеченное удастся выполнить, то речь пойдет о своего рода альтернативной "Электронной России", которая действительно сможет вобрать в себя весь многоаспектный процесс построения в нашей стране информационного общества.
Андрей Коротков
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ
МИНИСТРА РФ
ПО СВЯЗИ
И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
00:04 03.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |