Архив новостей → В жизни ничего такого не видели!.
В жизни ничего такого не видели!.
Хорошую погоду в Москве на праздник заказал лично Лужков, о чем загодя и оповестил общественность с телеэкрана. Наш сервис сработал, как всегда: все было по первому разряду, только в конце - сорвалось. Над столицей разразился - дорвался-таки - ливень. Все без исключения телекомментаторы не преминули обыграть эту деталь: пустячок, а приятно... Я же не уверен; может, и разверзшиеся в финале торжеств хляби небесные входили в замысел продюсера-мэра и главрежа Кончаловского: как иначе продемонстрировать возможности обновленного, под крышу упрятанного стадиона в Лужниках?
Другой купол, венчающий торгово-отдыхательный комплекс на Манежной площади, ошеломил и, чего уж тут стесняться, восхитил. Скандалист по природе своей, Петр Первый в интерпретации Зураба Церетели, как все на телевизионной картинке, показался по-московски камерным, словно влитым на то самое место, где он водрузился, и - будто всегда тут стоявшим. Глядя на экран и вспоминая прежний облик этой выигрышной градостроительной плеши, народ понял: всегда хотелось иметь тут что-то большое и чистое...
Как лейтмотив праздника мощно звучал истинный шедевр Олега Газманова - песня, которая и в душе способна интимно откликнуться, и строевым маршем послужить. Такие удачи - редкость.
И старые песни, настоящие, будто ожили, засверкали в исполнении Иосифа Кобзона, ставшего одним из главных участников массового праздника. Эту массовость телевидение наше показывать еще не научилось, но самый дух происходившего был таков, что сам перехлестнул привычные стандарты и буквально выплеснулся на телеэкран. А когда выплеснулся - стало ясно, что в столице, в России произошло нечто наиважнейшее. Вопрос теперь в том, сумеем ли мы, все, это происшедшее осмыслить, закрепить, сделать коренной психологической установкой или превратим в "боль воспоминаний" и предмет очередных политических игр.
Из всех и всего, что в этот день заполняло телеэкраны, мне прежде всего запомнился безымянный паренек: бейсболка на месте, рот до ушей, восторг во взоре. На стандартный вопрос - мол, ну как? - он прямо-таки взвыл: дескать, класс! Я, мол, в жизни своей ничего такого не видел!
И ведь впрямь: не видел! Он не помнит времен, когда "весь советский народ единодушно". Он смутно помнит эпоху тотальных митингов и погребений, совершавшихся всем миром. А вот так, чтобы все вместе и каждый сам по себе и чтобы просто радоваться жизни, радоваться друг другу... Все, от начальства до репортера- практиканта, констатировали: небывалое массовое действо. Даже не ожидали. И даже - если судить по телевпечатлениям - где-то в середине праздника возникло ощущение перебора казенных "мероприятий" и недоучета возможностей того, что не в клубном, а в философском смысле называется самодеятельностью масс. Думается, и карнавал мог быть повеселее, и праздник - еще интереснее, если бы расчет на эту самодеятельность, на самовыражение, на активное вовлечение людей в игру был не менее точным, чем расчет на импортных и местных "звезд".
В этом была суть: в выплеснувшемся, долгожданном чувстве общности. В ощущении радости самой жизни. В готовности людей к со-чувствованию и со-участию. Да еще в том, что праздник будто распахнул перед всеми историю нашу, где прошлое есть прошлое, а мы - живые, и хватит нам пытаться это прошлое делить да перекраивать. Вот главные, на мой взгляд, итоги трех юбилейных дней. Телеподача их стала тоже своеобразным "праздником экрана", а не только "праздником на экране", превратила наконец на эти три дня телевидение в средство массовой коммуникации, то есть всеобщей взаимосвязи, а не в инструмент агрессивного информирования, пропагандирования, манипулирования.
Удивительное дело: политика в эти три дня, конечно же, присутствовала на экране. Но оказалось, показалась она вдруг чем-то неглавным, второстепенным. Сами политики из вершителей судеб людских и мастеров подковерных схваток превратились, пусть на короткое время, в нормальных персонажей текущего бытия нашего, перестали надувать щеки и просто выполняли свои функции, а отработав свое, сливались с толпой.
Телевидение, правда, тоже не дремало. Как раз в эти дни, отдохнув, вернулись в эфир главные аналитики нашего ТВ. Евгений Киселев, открывая новый сезон "Итогов", сделал еще не отгремевший праздник не более чем факультативом, сосредоточив внимание на двух проблемах: на своем пребывании в Лондоне по случаю похорон принцессы Дианы и на вопросе о том, воспользуется ли Юрий Лужков успехом, намылится ли в президенты. У нас ведь просто так ничего не бывает: если без прицела на президентское кресло, то зачем же было такой праздник устраивать?
Словно и не отдыхал аналитик. Про Лужкова - на фоне праздника-то - вышло смешновато. Вспомнился старый анекдот о гражданине, прибежавшем в отделение милиции с жалобой: сил больше нет, панорама женской бани, развертывающаяся из его окна, довела до нервного истощения. Движимые профессиональным человеколюбием и естественным любопытством, блюстители порядка кинулись к гражданину домой. Поглядели в окно - ничего не увидели. А он: кто ж так смотрит, надо на шкаф залезть...
Праздник, пожалуй, лишь подчеркнул, как никогда, именно начало нового сезона на телевидении. Заявлены и представлены пилотными программами интересные проекты. Сразу добавлю: хорошо, что "пилоты", как говорится, с колес пошли прямо в эфир, на суд не только "своих" экспертов и "своего" начальства, но и зрителя, и критики.
89 передач о субъектах Федерации России, заявленные Киселевым в "Итогах" и представленные первым сюжетом, посвященным Адыгее,- событие. Наконец-то "регионы" обретут устойчивое место в эфире. Правда, тут же возникло и опасение: а готова ли наша тележурналистика к осуществлению столь масштабного проекта? Пока Адыгея стала полигоном для отработки привычного стеба. Не уверен, что стиль гастролерства "столичной штучки" в провинции, стиль энтомолога, отлавливающего занятных бабочек - или бабушек, какая разница,- самый уместный в данном случае.
Главный смысл и праздника, и его экранного отражения - в том, на мой взгляд, что "всеобщее", от которого нас так долго отучали, от которого и нынче тьма любителей шарахнуться, и "свое", давно уже почему-то отданное на откуп не в лучшие руки, соединились. Оказалось, что национальную идеологию и национальную культуру не надо "концептуально" выращивать в колбе и в узких кругах "экспертов", а надо дать ей просто обнаружить себя во всех и в каждом.
Праздник удался. Наступили будни. Удержим ли наработанное?..
Василий КИСУНЬКО.
00:04 11.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |