Архив новостей → Памятники Ленину переименовать в памятники...
Памятники Ленину переименовать в памятники Каюрову.
Народному артисту России Юрию Ивановичу Каюрову исполняется 70 лет. Им, как и каждым большим артистом, прожито на сцене и на экране множество чужих жизней, создано множество образов, характеров - непохожих, порою прямо противоположных. И, как часто случается, лишь один из них сделал его имя всенародно известным, а лицо - узнаваемым. Это образ вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. -Юрий Иванович, в массовом сознании вы - актер, сыгравший Ленина. Совпадает ли это с вашим отношением к своему творчеству? - Совпадает. Как бы я сейчас ни отнекивался, ни говорил, что актер играет всякие роли - "сегодня царь, а завтра раб"...
Да, мне приходилось играть разных людей. Недавно я давал интервью для "Красной звезды" и взял, как говорится, "военную линию": повытаскивал из своего репертуара всех матросов, генералов, офицеров в кино и театре. А сколько купцов сыграл я в Малом в пьесах Островского! Лет прожито много, на сцене и в кино много сыграно ролей, и можно сказать: ну и что - Ленин? Мы, актеры, играем все.
И все-таки я говорю с точки зрения моих тогдашних позиций, когда миф о "самом человечном человеке" прочно владел нашим сознанием. "Ленин наше счастье, солнце нашей жизни",- пели дети в школе. И вот мне, молодому саратовскому актеру, в 1961 году вдруг нежданно- негаданно предложили роль молодого увлеченного человека по имени Владимир Ульянов. Я был счастлив. В фильме А.Рыбакова "В начале века" он сидит в Шушенском и мечтает о том, чтобы "перевернуть Россию"... И ведь действительно переворачивает. От этого никуда не денешься. - Но сегодня, когда многое открылось, как вы относитесь к этому факту своей биографии? - То, что так сложилась моя судьба, меня нисколько не огорчает. Актер должен любить свой персонаж. Тогда я полюбил этого человека и сыграл его с большой ответственностью. Просто сегодня я отношусь к Ленину в соответствии с тем, что я уже о нем знаю. - Как вы изучали образ вождя? - Как все. Поначалу даже и не изучал. Кинули меня в это озеро: выплывет - хорошо. Я выплыл, в первом же своем фильме. И хороший был фильм, между прочим. Потом я смотрел, как играли Ленина мои предшественники, и решил, что так играть мне не надо, потому что у меня другая творческая индивидуальность. Что-то читал, отбирал в актерскую копилочку, а главное - я увидел хронику, которую смонтировал Михаил Ромм: живой Ленин. Я увидел на экране человека, которого не полюбить было нельзя - эти ямочки на щеках, эти живые глаза, эта киска на руках! Такая в нем была убежденность, целеустремленность! Вот я и полюбил этого человека и свою любовь нес во всех картинах. - У вас уже тогда не было ощущения, что вы создаете идеализированный образ? Что тот, настоящий, не такой, каким вы его играете? - Конечно, было. Но мне и хотелось создать идеализированный. Мне и хотелось, чтобы зрители полюбили того Ленина, которого я любил. А настоящего сыграть невозможно. Актер играет образ. Я и не играл именно Ленина со всем его внутренним багажом: всегда играешь свое представление о человеке. На каком-то обсуждении фильма "6 июля" одна зрительница сказала: если Ленин был и не таким (это к вашему вопросу), то я хотела бы, чтобы он был таким. - Какая из ленинских ролей ваша любимая? - Конечно, в самом первом фильме - "В начале века". Там Ленин был очень симпатичным: такой живой, молодой, ямочки на щеках, влюблен в Крупскую! У него были живые веселые глаза, и он улыбался. Вторая картина в ряду "моя любовь" - "6 июля". Там был совсем другой человек. На экране не было позволено ни одной улыбки. У нас была об этом договоренность с режиссером. - После того как вы стали артистом ленинской темы, к вам, наверное, люди по-особому относились?.. - За эту роль получал ордена, государственные премии... Был два года депутатом Моссовета. Естественно, оценка правительством и общественностью была очень высокая. А люди... Гуляю недавно с сыном - вслед шепот: Каюров, Каюров... Люди помнят и меня, и мои роли...
А когда в 1991 году случился путч, иду я по улице, а навстречу мне трое ребят: о, артист, Ленина играл... его ж посадить надо! У кого какое отношение к этому. Кто с уважением, а кто с осуждением. Но это, наверное, естественно. Я не обижаюсь ни на тех, ни на других. - Когда вы играли монархиста доктора Боткина, у вас был внутренний спор с самим собой? - Вы угадали - был. Но что делать? Я актер, и отказываться от текстов, которые противоположны той идеологии, которая была заложена в предыдущем персонаже, не считаю нужным. Театровед Борис Любимов как-то шутя мне сказал: "Юрий Иванович, этой ролью вы реабилитировали себя после того, что играли Ленина". В этом был, безусловно, юмор, но я его понял. - Над чем вы сейчас работаете? - У актера творческая жизнь идет полосами. Сейчас у меня работы мало. Начинаем репетировать "Лес". Постановщик спектакля - Юрий Соломин. Мы играем одну роль в очередь с Евгением Валерьяновичем Самойловым. Там есть такой человек - Карп: очень хороший и очень смешной. Его тоже надо будет полюбить и хорошо сыграть. - Вы любите играть веселых людей? - Я всегда играл не только серьезные, но и веселые, легкомысленные роли. В Саратове у меня были веселые пограничники с гитарами, пели песни. Был матрос, влюбленный в дочь командира корабля. Он бегал в самовольные отлучки. Я играл пьяного тракториста, который спотыкался о собственные ноги и падал на сцене. А Васильков в пьесе "Бешеные деньги" Островского?.. Веселых людей я люблю играть : когда смотришь на веселого человека, то и самому весело и хорошо жить на белом свете. - Если бы вам сегодня предложили сыграть Ленина, вы бы согласились? - Недавно вы вместе с Михаилом Ульяновым и Кириллом Лавровым участвовали в создании документального фильма "Мы - вожди" Галины Евтушенко. Есть такая маленькая афишка, где четыре профиля: Ульянов, Лавров, ваш покорный слуга Каюров и Владимир Ульянов- Ленин. Внизу написано: "Мы - вожди". Каждого из трех артистов она повезла в Горки, где мы заходили в кабинет (теперь там кремлевский кабинет Ленина), гуляли по усадьбе. Она у нас расспрашивала, что мы тогда чувствовали, ощущали, понимали, и монтировала интервью со сценами из фильмов. Получился очень любопытный фильм - оригинальный, смелый. Ничего обидного и каверзного для нас в этом нет, и фиг в кармане она не держала. Это нормальный подход современного молодого человека к этой теме, нормальный диалог с людьми, которые этой темой были в свое время заняты. И в этом фильме она задала мне тот же вопрос, что и вы. Я ответил искренне - нет, сейчас я бы не стал играть Ленина. Представление о нем, сложившееся в молодости, разрушено. Мне уже и возраст бы не позволил его играть, и знание того, что о нем сейчас написано. Зачем? Эта тема для меня исчерпана. - Как сложилась ваша личная жизнь? - У меня хорошая семья. Взрослый сын Леонид. - Кем он стал? - Вначале пошел по моим стопам - был актером. Поступил во ВГИК, учился у Бабочкина, Баталова. Еще учась в институте, сыграл в нескольких фильмах, и в частности снялся у Швейцера в "Маленьких трагедиях". Небольшой эпизод, но его заметили. Потом работал в театре - во МХАТе у Олега Ефремова. Кстати говоря, в спектакле "Путч" (Александр Ремиз, постановка Саркисова) он играл роль Володи Ульянова. Это был конец 70-х годов. Там были большие диалоги Володи с Александром - они что-то доказывали друг другу. Володя кричал. Тогда я говорил Леониду: очень уж твой Ленин резкий, жесткий, может быть, смягчить надо? Но Леня мне ответил - нет, я знаю, что этот человек был именно таким. У него было свое понимание этого человека, и он сыграл его резким экстремистом. Потом он разочаровался в театре и ушел из него. Окончил Духовную академию в Сергиевом Посаде, работает священником в одном из храмов на окраине Москвы. Он доволен, спокоен - занимается делом, которое полюбил, разговаривает на другом языке. - Но у вас есть с ним общий язык? - Сначала для меня было очень огорчительно, что он оставил искусство, и по-родительски страшно за него. Да и тема для меня была не очень знакома, я ведь человек неверующий. Но потом смирился: было бы ему хорошо. И теперь мы живем дружно. - В храм к нему ходите? - Нет, ни разу не был. - Ну как же?.. - Да он где-то далеко, на окраине... - У вас есть несыгранная роль? - То есть "о чем вы мечтаете?" - Да. - О ролях я не мечтаю. Мечтаю о том, чтобы в нашей стране стало лучше жить. О том, чтобы в моей семье были все здоровы. Чтобы у всех все складывалось хорошо. Чтобы на улице почаще сверкало солнышко и не хмурилось небо. А что уж роли? Ролей наиграно много... - И нет такой роли, которую вы всю жизнь хотели бы сыграть, да так и не получилось? - Нет, такой мечты нет. Пускай мечтают другие. Вот Николай Александрович Анненков мечтал сыграть Отелло. Это было совсем недавно - лет двадцать назад. Если ему сейчас 98, то, допустим, в 78 лет. Еще был жив Борис Иванович Равенских. И он говорил ему: "Боря, хочу сыграть Отелло..." На что Борис Иванович отвечал: "А Дездемоной кто, Гоголева будет?" Елене Николаевне было примерно столько же лет, сколько и Анненкову. Что мечтать о несбыточном? Что мечтать о Ромео? Свое я сыграл. И уже никакая роль мне не прибавит ни славы, ни особого счастья. Что Бог пошлет - за то и спасибо.
Беседу вела Татьяна Семашко.
00:04 04.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |