Архив новостей → Всех под Котовского.
Всех под Котовского.
Дэмис Поландов.
Результатом нового этапа экономических реформ станет усиление налогового прессинга.
Трудно говорить о контрреволюции, когда революции как таковой и не было. Но так оно обычно в истории и бывает. Едва обозначившийся намек на либерализацию экономики и уменьшение налогового бремени сменился пустыми лозунгами и декларациями, за которыми кроются исключительно фискальные интересы государства. Представленный на минувшей неделе пакет налоговых законопроектов - наглядное тому подтверждение. Особенно достанется крупнейшим сырьевым компаниям и рядовым гражданам России.
Величайшее достижение российской налоговой реформы - введение плоской шкалы подоходного налога со ставкой 13%. Наверное, мышцы человеческого языка просто не способны уставать у чиновников всех мастей - с таким неутомимым упорством они рассказывают об этой революции в отечественной налоговой системе. И не важно, что множество экспертов давно разъяснили, что никакого снижения налогового бремени в реальности не произошло, так как доходы подавляющего числа граждан России ранее облагались по ставке 12% - в силу низкой оплаты труда или из-за серых схем. Незачем говорить и о том, что при введении плоской шкалы налогооблагаемая база по подоходному налогу была изменена, что тоже привело к увеличению нагрузки на фонд оплаты труда. Главное, как заводная кукла, повторять: "В России самый низкий в Европе налог на доходы физических лиц". Звучит-то красиво.
Налоговые законопроекты, представленные в минувшую пятницу в правительство, широкой общественности пока представлены не были. Но еще на позапрошлой неделе "Фокусу" удалось получить минфиновскую концепцию под названием "О мерах по совершенствованию налогового законодательства РФ". В документе доступно (не без лозунгов) изложены основные предложения, содержащиеся в пакете законопроектов. В ближайшие два года нас ожидают следующие нововведения (в том порядке, в каком они изложены в концепции): реформирование налогов на имущество физических лиц и на землю, новый налог на наследование и дарение, снижение единого социального налога (с изменением структуры регрессии и налоговой базы), замена социальных льгот для пенсионеров, ветеранов и т. д. выплатами за счет средств бюджета, снижение ставки НДС с одновременным изменением системы контроля за уплатой этого налога, новые ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и новая шкала экспортной пошлины на нефть. Основной целью всех вышеперечисленных изменений автор концепции упорно называет "снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования". Давайте посмотрим, так ли это на самом деле.
Перевоспитание физиков.
Одним из первоочередных вопросов, решением которых необходимо заняться в 2004 г., в концепции названо введение в действие главы Налогового кодекса о налоге на имущество физических лиц. Автор концепции пишет: "В настоящее время расходы государства по администрированию этого налога сопоставимы с суммами налога, поступающими в местные бюджеты. При этом наблюдается значительная дифференциация в суммах налога даже на однотипное жилье, поскольку за налоговую базу по объектам недвижимого имущества принимается их инвентаризационная стоимость, которая определяется органами БТИ и в большинстве случаев не соответствует реальной стоимости такого имущества. Кроме того, перечень налоговых льгот, установленный на федеральном уровне, столь обширен, что это сужает налоговую базу". Нужны ли комментарии, что конкретно нужно власти?
Приведем простой пример. У вас двухкомнатная квартира (54 кв. м) в Москве, допустим, в районе "Алексеевский". Инвентаризационная стоимость квартиры по оценке БТИ - 140 000 руб. Рыночная стоимость - $100 000 (примерно 2,85 млн руб.). И именно последнюю сумму правительство хочет обложить налогом на имущество. При этом чиновники не устают повторять, что ставка налога будет снижена с 2% до 0,1%, и что для населения разница будет несущественной. Да, если бы ставка считалась как 2% от 140 000 руб. - 2800 руб., и 0,1% от $100 000 - $100 (2850 руб.), то разница действительно оказалась бы невелика. Но в реальности наш гипотетический житель района "Алексеевский" платит 0,1% от 140 000 руб. - это предельная ставка по действующему сегодня федеральному закону "О налогах на имущество физических лиц", если стоимость имущества не превышает 300 000 руб., - т. е. 140 руб. в год.
При этом концепция Минфина гласит: "Поскольку этот налог является местным, перечень налоговых льгот... должен быть минимальным, а основные полномочия по установлению налоговых ставок должны быть переданы органам местного самоуправления". То есть муниципалитет может уменьшить ставку налога. Но если учесть тот факт, что региональные и местные бюджеты в последние годы только теряют источники доходов, то предположить, что они будут баловать льготами рядовых граждан, весьма трудно. Особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга - муниципалитетов и субъектов Федерации одновременно, - которые в будущем году могут лишиться изрядной доли доходов своих бюджетов. Минфин предлагает "уточнить размер налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, имея в виду увеличение на 5-6 процентных пунктов налоговой ставки в части налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (с одновременным снижением на ту же величину налоговой ставки в части, подлежащей зачислению в доходы бюджетов субъектов РФ)". Понятно, что мгновенно поднять ставки московские и питерские власти вряд ли решатся, но жизнь заставит их делать это постепенно.
Введение в действие главы НК "О налоге на наследование и дарение" тоже не порадует рядовых граждан. Законопроект уже внесен в Государственную думу, и в ближайшее время ожидается его второе чтение. Как и в случае с налогом на имущество, правительство предлагает взимать налог на наследство с реальной среднегодовой рыночной стоимости недвижимости, а также с другого имущества - банковских вкладов, ценных бумаг и т. д. Ставки устанавливаются в зависимости от степени родства - 5%, 9% и 13%.
И, наконец, завершающим штрихом является отмена социальных льгот для определенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, ветеранов ВОВ и т. д.). Тема избитая, постоянно обсуждаемая средствами массовой информации. Опросы, проводимые и специальными учреждениями, и СМИ, показывают, что большинство граждан категорически не согласны с получением льгот в виде денежных поступлений из бюджета, а желают сохранения старых льгот. По совершенно банальной причине - все понимают, что создаваемая новая система призвана только уменьшить расходы государства.
Строим бизнес.
На первой странице концепции есть следующий пассаж: "Становилось все более очевидным, что налоговая политика, основанная на так называемом стимулировании (с использованием налоговых льгот, введением целевых налогов), зашла в тупик". Что ж, частично эта идея нашла свое отражение в проводимой налоговой реформе. В особенности касательно льгот.
Правительство долго бравировало снижением налога на прибыль. Но какова реальная ситуация? "Снижение налоговых ставок сопровождалось отменой налоговых льгот. В частности, отменены инвестиционные льготы по налогу на прибыль. Раньше предприятия, вкладывая прибыль в обновление производственных фондов и развитие новых видов производств, фактически уплачивали налог по ставке 17,5% (в настоящее время ставка - 24%). Поэтому нельзя утверждать, что налоговая нагрузка на предприятия реально снизилась", - пояснила "Фокусу" старший менеджер консалтинговой компании Energy Consulting Наталья Рощина. Становится понятным, что у государства только за счет уже реформированного налога на прибыль появился весьма серьезный источник средств, покрывающий последующие снижения ставок по ЕСН и НДС.
С единым соцналогом ситуация следующая. Правительство предлагает новую регрессивную шкалу: для доходов до 300 000 руб. - 26%, от 300 000 руб. до 600 000 руб. - 10%, свыше 600 000 руб. - 2%. Подобное снижение действительно способно уменьшить налоговую нагрузку на российские предприятия. С одним "но". Изначально введение регрессивной шкалы ЕСН предлагалось для стимулирования отказа работодателей от страховых схем выплаты зарплаты. Одновременно с этим выплаты по страхованию жизни (основной вид страхования, используемый в схемах) обложили подоходным налогом. Однако реального выхода из тени не произошло по причине того, что использование схем из-за очень высокой ставки ЕСН все равно оставалось более выгодным. В результате количество предприятий, которые показывают реальные доходы своих сотрудников, составляют не более 20%, о чем не так давно сообщил министр финансов Алексей Кудрин. В ? 15 от 29 апреля 2002 г. "Фокус" приводил расчет, согласно которому совокупная нагрузка на ФОР более 22% (стоимость схемы плюс подоходный налог) делает уплату ЕСН невыгодной. С тех пор ситуация практически не изменилась, и новая ставка - 26% - все равно высокая.
Также нужно учесть, что параллельно со снижением ставок происходят изменения, которые касаются не работодателей, а самих работников. В концепции написано: "В составе взносов на обязательное пенсионное страхование в качестве обязательных должны быть предусмотрены только взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 г. рождения и моложе". Напомним, что раньше речь шла о перечислении взносов на накопительные счета мужчинам, родившимся после 1953 г., и женщинам, рожденным после 1957 г. Автор концепции не скрывает, что этот шаг необходим в целях экономии, чтобы возместить потери от снижения ЕСН и для покрытия дефицита Пенсионного фонда.
Весьма заковыристо выглядит снижение налога на добавленную стоимость. Бурный диалог предыдущего правительства и представителей бизнеса разгорелся, естественно, не из-за снижения налога, а из-за предполагаемого параллельного введения системы НДС-счетов. Тогда премьер Михаил Касьянов услышал бизнес - и процесс затормозился. Теперь слушать некому. Новое правительство предлагает снизить НДС с 2006 г. до 16%, но параллельно ввести "НДС-счета в "мягком виде", в форме учетных регистров (аналитических субсчетов к расчетным счетам), позволяющих налоговым органам получить информационную базу для контроля за поступлениями налога в бюджет". В качестве эффективного средства налогового контроля предлагается создать "единое информационное пространство по НДС" путем внедрения электронных реестров счетов-фактур. Что такого "мягкого" в предлагаемой системе, непонятно. Еще один нюанс - снижение ставки по НДС до 16% будет сопровождаться отменой действующей ныне ставки для некоторых товаров и услуг в размере 10%. А это, в частности, продукты питания, товары для детей и печатная продукция.
Долгие разговоры о повышении налогового бремени на нефтяные компании тоже начинают обретать реальные очертания. Правда, в данном случае ни о какой борьбе с одним из видов "так называемого стимулирования" - целевыми налогами - говорить не приходится, о чем "Фокус" писал в предыдущем номере. Правительство делает ставку на налог на добычу полезных ископаемых. Во-первых, предлагается не вводить (отложив, предположительно, до 2011 г.) адвалорную (процентную) ставку этого налога с 1 января 2005 г., как это прописано в Налоговом кодексе. То есть налог, как и прежде, будет рассчитываться исходя из фиксированной денежной суммы (устанавливаемой правительством), помноженной на ряд коэффициентов. Во-вторых, правительство предлагает увеличить ставку путем изменения формулы расчета НДПИ - расчетный курс рубля к доллару снижается на 8% (с 31,5 руб. за $1 до 29 руб. за $1), но увеличивается на 15% базовая ставка налога (с 347 руб. до 400 руб.). Новая конструкция, как написано в концепции, позволит получить дополнительные налоговые изъятия при цене $27 за баррель нефти в размере $1974 млн. При этом Минфин не рекомендует применять какие-либо дифференцирующие ставки (в зависимости от удаленности, разработанности месторождений и т. д.), пока не будут выработаны "абсолютно прозрачные, объективные, защищенные от возможной коррупции и легко отслеживаемые показатели, применяемые при такой дифференциации". О повышении таможенных пошлин "Фокус" писал в прошлом номере (см. таб. на стр. 10 в ? 11 от 29 марта 2004 г.).
Не с того конца начали.
Призыв власти понятен: "Мы вам снизим ставки по налогам (правда, чуть-чуть), а вы честно все заплатите". Но эта практика порочна, так как один из субъектов отношений - а именно сама власть - меняться не собирается. Казалось бы, что плохого в том, чтобы, к примеру, ужесточить контроль за расчетами по НДС? Дело только в том, что даже жесточайший контроль за налогоплательщиком не способен разрешить проблему бесконтрольности бюрократии. Коррумпированные чиновники всегда смогут "помочь" угодным бизнесменам и поймать неугодного. И это все сказки, что если бизнес будет честным, то чиновник не сможет к нему придраться. Сможет. И зачем говорить о снижении налогового бремени, когда основное ярмо - это чиновничьи поборы. Представьте себе бизнесмена, который полностью платит налоги и одновременно отдает дань бюрократии. Он неконкурентоспособен.
Заметьте, кто стал основным объектом усиления налогового прессинга. Самые слабые - физические лица, не способные, как компании, эффективно уходить от налогов. И самые видные - сырьевые гиганты, которые государство научилось достаточно жестко контролировать. Хотя бы с помощью государственной монополии на транспортировку нефти (что позволяет знать объемы экспортируемой нефти) и специфических налогов. О гигантском административном ресурсе и говорить не нужно.
Печально то, что власть называет все вышеперечисленные нововведения завершающим этапом налоговой реформы. То есть налоги незначительно снизили, о "стимулировании" забыли, переместили центр тяжести на рядовых граждан и пока еще существующих олигархов - и все, налоговая система готова. Большой вопрос: к чему будет готова российская экономика после такой реформы?
Налоговая нагрузка на экономику. -------------------------------------------------------------------------- | | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | | | факт. | факт. | факт. | предварит. | прогноз | |-------------------|---------|---------|---------|------------|---------| | Отношение объема | 33,5 | 33,9 | 33,2 | 31,0 | 29,4 | | налоговых доходов | | | | | | | к ВВП | | | | | | | (в % | | | | | | | ВВП) | | | | | | | То же | 31,7 | 32,0 | 30,9 | 29,2 | 28,2 | | без учета | | | | | | | влияния изменения | | | | | | | мировых цен | | | | | | | на нефть | | | | | | --------------------------------------------------------------------------
Источник: "О мерах по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации".
Структура налоговых поступлений, кроме контролируемых таможенными органами (в % к итогу). ------------------------------------------------------------------------------ | | 1999 г. | 2002 г. | 2003 г. | |----------------------------------------------|---------|---------|---------| | Налоги на прибыль (доход) - всего | 25,3 | 26,7 | 27,3 | | в том числе: | - | - | - | | Налог на прибыль организаций | 16,6 | 15,1 | 14,9 | | Налог на доходы физических лиц | 8,7 | 11,6 | 12,9 | | Налоги на товары (услуги) - всего | 21,9 | 23,2 | 24,5 | | в том числе: | - | - | - | | НДС | 16,9 | 17,3 | 17,5 | | Акцизы (без акциза на природный газ) | 3,3 | 4,2 | 5,3 | | Налог с продаж | 1,4 | 1,6 | 1,6 | | Поимущественные налоги | 3,9 | 3,9 | 3,9 | | Налоги, связанные с использованием | - | - | - | | природных ресурсов (включая акцизы на газ) | 7,8 | 15,1 | 17,5 | | ЕСН (взносы в социальные внебюджетные фонды) | 26,7 | 24,2 | 24,7 | | Прочие налоги и сборы (включая целевые) | 14,3 | 6,9 | 3,4 | | Всего налогов и сборов | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ------------------------------------------------------------------------------
Источник: "О мерах по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации".
Справка.
В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывается методика определения стоимости жилья и других строений, являющихся объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, которая затем должна быть утверждена правительством. Основная идея - стоимость имущества, рассчитанная по этой специальной методике, должна быть максимально приближена к его реальной рыночной стоимости. С учетом реальных сроков завершения всех подготовительных работ новая глава Налогового кодекса, как полагают в правительстве, может быть введена в действие 1 января 2006 г.
00:04 05.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |