Архив новостей → Танцуют все.
Танцуют все.
Российская пресса выбирает свободу позиционирования.
ЗНАКОМЫЙ журналист в нынешней суматохе информационной войны устроился работать одновременно на два фронта. Днем, в известной бумажной газете, он пишет заметки с гневными "доколе" в адрес врагов хозяев своего издания. Вечером, в газете виртуальной, принадлежащей тем самым врагам, - со знанием дела комментирует пропагандистскую кампанию "противника", не забывая отыгрывать и собственные заметки. Там и там он использует псевдонимы - потому что по выходным пишет под собственной фамилией диссертацию кандидата филологических наук. Чем ближе выборы - тем больше страдает филология. Зато довольна семья - его собственная.
Возможно, нынешнее предвыборное время станет для российской прессы последней проверкой на соответствие интересам общества. С каждым днем набирает силу процесс полного превращения журналистики в оружие массового психического поражения сограждан. Включенные в планы (и бюджеты) разнообразных предвыборных кампаний, газеты изо всех сил стремятся конкурировать с беспредельно ангажированными электронными СМИ, отрабатывая создание негативных и позитивных образов противоборствующих политических структур. Апеллируя не к разуму, а к эмоциям читателей, газетчики неминуемо превращают страницы своих изданий в агитационные листки. Конечно, соревнования в демагогии определенной аудитории нужны и интересны. Но если информация о количестве чеченских беженцев в Ингушетии или первых жертвах гололеда в Москве подается газетами в навязчивом стиле "наезда" - читатели просто обречены на тяжелую социальную паранойю.
Заглянем в Интернет. Излюбленной темой многочисленных политических сайтов Сети является откровенное издевательство над - как здесь принято выражаться - "маргинальными СМИ". При этом всем известно, что работники виртуального информационного поля отнюдь не менее ангажированы, чем их коллеги "с улицы" - большинство только-только народилось благодаря все тем же предвыборным деньгам. Однако такие комментарии публикаций в прессе и высказываний по телевизору крайне привлекательны тем, что ведутся как будто с точки зрения простого, умного человека, уставшего от непрекращающихся попыток манипулирования собой. Кстати, точно так же обращаются и сами газеты с телевидением. А телевидение - со всеми зрителями вообще.
Да что Интернет. Недавно на государственной радиостанции "Маяк" открылась передача "Тема дня", посвященная прессе. Идея - не просто обзор громких публикаций завтрашних центральных газет, а заранее подготовленный анализ того, почему и в чьих интересах осуществляются различные интерпретации событий. Исходная установка - с точки зрения провинциального слушателя вся центральная пресса одним миром мазана. Тем не менее на "Маяке" утверждают, что отбоя от газет, желающих быть конкретно "позиционированными" перед радиослушателями, нет. Реклама ведь.
"Позиционирование" - наиболее часто употребляемое в адрес СМИ умное слово из жаргона политических пропагандистов. Они могут рассуждать об этом термине бесконечно - выстраивая замысловатые схемы и графики. Работники СМИ понимают его просто - помни, что отрабатываешь политический заказ, кредиты коммерческих банков, доходы от рекламы, инвестиции олигархов. А не удовлетворяешь чьи-то там потребности в информации.
С момента появления первой "джинсы" - проплаченной скрытой рекламы - этические правила российской журналистской корпорации разнообразились до отсутствия каких-либо границ изобретательности. Как и в большом бизнесе эпохи накопления капитала, в СМИ каждый лично кует свое умение нравиться заказчику и манипулировать потребителем. Утечки информации из редакций об очередных готовящихся "бомбах" - обычное дело. Ответный ход противника - всегда повод для дополнительных затрат на производство очередной "бомбы". Затраты заказчика - доходы СМИ.
В результате все возрастающее общественное недоверие к информации, поступающей из всех СМИ вообще, делает журналистов работниками в области досуга. Граждане пусть пользуются своим правом на информацию сами. Все вокруг информация. Название газеты - уже информация о том, следует ли ее покупать, читать и с какими скидками на текущий политический момент.
Знакомый журналист, с рассказа о котором началась эта заметка, уверен - ему удалось найти наилучший вариант стратегии поведения свободного обозревателя на разрытом траншеями информационном поле. Главное - не забывать позиционироваться при написании каждого конкретного текста. А качество работы - градус полемичности, увлеченность методом "от противного", уровень иронии, так располагающий к себе пресловутую целевую аудиторию (читай - заказчиков) - находится в прямой зависимости от комфортных условий жизни автора. Какая еще свобода слова нужна России?
ДМИТРИЙ УХЛИН.
00:04 16.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |