Доказательства бытия божия |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Доказательства бытия божия |
|
|
3 Август 2006, 20:16
Сообщение
#1
|
||
|
Гость |
- Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?
- Увы! - с сожалением ответил Берлиоз, - ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может. - Браво! - вскричал иностранец, - браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство! - Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, - также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщать же движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщать движение есть не что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции в акт иначе, как через посредство некоторой актуальной сущности; так, актуальная теплота огня заставляет потенциальную теплоту дерева переходить в теплоту актуальную и через это приводит дерево в изменение и движение. Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и актуальным, и потенциальным в одном и том же отношении, оно может быть таковым лишь в различных отношениях. Так, то, что является актуально теплым, может одновременно быть не потенциально теплым, но лишь потенциально холодным. Следовательно, невозможно, чтобы нечто было одновременно, в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым,— иными словами, было бы само источником своего движения. Следовательно, все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а следовательно, и никакого иного двигателя; ибо источники движения второго порядка сообщают движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигателем, как-то: посох сообщает движение лишь постольку, поскольку сам движим рукой. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога. Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она предшествовала бы самой себе, что невозможно. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний — причина конечного (причем средних членов может быть множество или только один). Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Отсюда, если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего. Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина; а в таком случае отсутствовали бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом. Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему. Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть, и не быть; обнаруживается, что они возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно и быть, и не быть. Но для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие; коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдет в него. Если же все может не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет; ибо не-сущее не приходит к бытию иначе, как через нечто сущее. Итак, если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы, что очевидным образом ложно. Итак, не все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. Однако все необходимое либо имеет некоторую внешнюю причину своей необходимости, либо не имеет. Между тем невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей, обусловливающих необходимость друг друга, уходил в бесконечность (таким же образом, как это происходит с производящими причинами, что доказано выше). Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог. Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совершенные, или истинные, или благородные; и так обстоит дело и с прочими отношениями такого же рода. Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к некоторому пределу: так, более теплым является то, что более приближается к пределу теплоты. Итак, есть нечто в предельной степени обладающее истиной, и совершенством, и благородством, а следовательно, и бытием; ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть, как сказано в II кн. «Метафизики», гл.4. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина всех проявлений этого качества: так, огонь, как предел теплоты, есть причина всего теплого, как сказано в той же книге. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всякого совершенства; и ее мы именуем Богом. Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлена к наилучшему исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом (Сумма теол., I, q.2, 3 с)." + к этому Кант - Критика чистого разума |
||
mist Доказательства бытия божия 3 Август 2006, 20:16
ђ DkKiller ђ С моей точки зрения, чт-то неизвестное и хорошее к... 8 Апрель 2007, 14:59
Introvert alarih: «…ну как раз верующим доподлинно известно ... 9 Апрель 2007, 06:21
alarih
alarih: «…ну как раз верующим доподлинно известно... 9 Апрель 2007, 12:31
Gerka
А если посмотреть с другой стороны? По вашему БОГ... 9 Апрель 2007, 22:45
mist Ну зато, то, что люди создали Бога - очень умно. 9 Апрель 2007, 22:56
Gerka
А что разве я не права? 9 Апрель 2007, 23:01
Martyr mist
А так и есть. 9 Апрель 2007, 23:04
mist Что человек скажет правда на земле, будет правда и... 9 Апрель 2007, 23:16
alarih
Жизнь - божественна.
хуже того: всё - божествен... 10 Апрель 2007, 11:43
Merlin DkKiller, а что если вы будете делать друг-другу... 10 Апрель 2007, 10:27
mist alarih
Однако очень радует, что есть люди с похо... 10 Апрель 2007, 11:53
Gerka
Если БОга придумали сами люди просто от скуки, то... 10 Апрель 2007, 23:11
saturne а они его не от скуки придумали 10 Апрель 2007, 23:23
Gerka А от чего же ещё? 10 Апрель 2007, 23:42
saturne ну надо же было людям как-то объяснить то, чего он... 10 Апрель 2007, 23:56
Gerka Ну!! ИМ нужно было чем-то заняться. вот и ... 11 Апрель 2007, 00:06
ist Внимательнее и обстоятельнее отвечайте в этом разд... 11 Апрель 2007, 00:16
Silent А от чего же ещё?
Скорее от страха. 12 Апрель 2007, 07:51
ђ DkKiller ђ
DkKiller, а что если вы будете делать друг-друг... 13 Апрель 2007, 17:01
himor На одном из форумов нашел интересную штуку:
... 2 Июль 2007, 13:44
лео himor вот и вся истина, ты прав :-)
бог.... это... 3 Июль 2007, 00:20
himor
бог.... это знаете очень напоминает мне сетевой ... 3 Июль 2007, 02:00
craped Все сообщения на форуме не читал, но я так понял, ... 3 Июль 2007, 23:17
evil_in_2712 craped
нет никаких фактических подтверждений этог... 4 Июль 2007, 07:47
craped evil_in_2712
Нынешние храмы, верующие etc. - это р... 4 Июль 2007, 11:46
evil_in_2712 craped
тогда это был очень локальный "шорох... 4 Июль 2007, 12:43
craped Об чём и речь!
Боженька, супермен или шарлатан... 4 Июль 2007, 12:48
evil_in_2712 craped
в то время люди были очень суеверны, стоит... 4 Июль 2007, 13:26
BHS evil_in_2712
Ну,не только христианство.
А исла... 4 Июль 2007, 13:32
ist Битлз были популярнее чеи Иисус.
Сам Леннон ещё го... 4 Июль 2007, 13:34
evil_in_2712 BHS
ну, про варны не поспоришь, а вот ислам возни... 4 Июль 2007, 13:42
BHS evil_in_2712
Раньще-позже - плевать,я тут о ориг... 4 Июль 2007, 13:50
evil_in_2712 BHS
ну вот. Христианская церковь появилась раньше... 4 Июль 2007, 14:55
BHS evil_in_2712
Ну да,но на исламскую государственн... 4 Июль 2007, 15:10
craped BHS
>1.Какая на данный момент просветительская ... 4 Июль 2007, 15:18
BHS craped
2.Светское образование вас не устраивает?... 4 Июль 2007, 15:39
evil_in_2712 BHS
а как же основы православной культуры в школе... 4 Июль 2007, 16:01
craped Само светское образование меня устраивает, базара ... 4 Июль 2007, 20:56
evil_in_2712 craped
школа - такой же "храм науки", к... 4 Июль 2007, 21:42
craped Ну не знаю, покрайней мере таких вещей я в церкви ... 4 Июль 2007, 22:50
Kveldsulf На информационно-аналитическом сайте http://versii... 4 Август 2007, 01:14
alarih
На информационно-аналитическом сайте http://versi... 6 Август 2007, 11:40
DarkJoke Давай начнем по порядку.... Что такое церков.... Э... 6 Август 2007, 17:45
alarih Давай тогда и продолжим также по порядку)
Что тако... 7 Август 2007, 09:50
Inqvizitor
Давай тогда и продолжим также по порядку)
Что так... 7 Август 2007, 10:15
DarkJoke Вот теперь я точно прав....
:biggrin:
Ты сказал ... 7 Август 2007, 10:04
alarih
Вот теперь я точно прав....
:biggrin:
Ты сказал... 7 Август 2007, 10:18
Inqvizitor
1. С чего ты взял что я пытался обьснить то, что ... 7 Август 2007, 10:22
alarih
Смерть..по моему дает своего рода,опыт,знания...к... 7 Август 2007, 10:28
Inqvizitor
Ну, опыта смерти у меня еще не было) А если был, ... 7 Август 2007, 10:49
alarih
Ну вот если проследить...жизнь простого человека.... 7 Август 2007, 10:58
Inqvizitor
Нуу.. Если считать что природа заинтересована в н... 7 Август 2007, 12:17
alarih
или вот дерево взть простое,кототорое отжило свой... 7 Август 2007, 12:46
Inqvizitor :biggrin:
Эм.. как то сомнительно, чтобы компост ... 7 Август 2007, 13:11
alarih
:biggrin:
а что такое закон энтропии?прошу праще... 7 Август 2007, 13:30![]() ![]() |
Похожие темы
| Тема | Ответы | Автор темы | Просмотры | Последнее действие |
|---|---|---|---|---|
| Нет тем для вывода | ||||