![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]() |
|
![]()
Сообщение
#1
|
||
Гость |
Мультфильм Юрия Норштейна "Ёжик в тумане" во многом схож с фильмом Джима Джармуша "Мертвец". Основная идея картины - загробное странствование в иной мир и трансформации, происходящие с душой после смерти.
В кельтской мифологии туман являлся границей земного и потустороннего мира - именно в тумане эти миры соприкасались и становился возможным переход из нашего мира в мир иной. Туман здесь является пограничным состоянием между жизнью и смертью, своеобразным чистилищем и первозданным хаосом, стоящим за пределами упорядоченного человеческого бытия, иррациональным подсознательным, содержащим все основные архетипы бытия. В тумане ёжик встречает два важных архетипа. Во первых, лошадь - архетип праматери, лона, из которого происходит всё живое. Возвращаясь к лошади ёжик замыкает круг жизни и возвращается к истокам, праначалу. Второй важный архетип - это дуб, являющийся мировом древом. Далее ёжик попадает в реку, так же являющуюся границей между миром живых и мертвых, Стикс древнегреческой мифологии. Плывя по реке Ёжик отдается на волю его течения, и тут есть пересечение с разговором Блейка и кочегара в самом начале "Мертвеца" Джармуша - там смерть аллегорически представляется в виде путешествия по реке в лодке, когда движется весь ландшафт, а ты остаешься неподвижен. Парализованное, неподвижное состояние ежика, которого река несет сама так же символизирует смерть. Далее ежик встречает перевозчика, символ хтонического мира, рыбу, которая выносит его к медвежонку. Ежик и медвежонок остаются считать звезды, это символ вечности и символ единения со вселенной. Можжевеловые ветви, из которых сложен костер, в ритуалах разных народов тесно связаны с загробным миром - например в сибири ими отмечают, разбрасывая по дороге, путь покойного на кладбище. Весь путь ёжик, как и Блейк, нес с собой нечто, что понадобилось ему лишь по ту сторону загробного мира - у Блейка это был табак, а у ежика - варенье. Этот всерток он потерял в тумане, испугавшись смутных теней, однако сверток ему вернул волк-собака - еще один проводник в нижний мир, тесно связанный с загробным миром в представлении многих народов. Всю дорогу ёжик слышал зов с той стороны, его звал медвежонок, который давно находился "по ту сторону", в загробном мире. Вероятно, образы медвежонка и ежика как-то связаны с тотемами и душами покойных, обратившиеса в тотемных животных. Дискасс. |
||
![]() ![]() |
|
![]()
Сообщение
#2
|
||
тёмный |
Действительно интересно, хе-хе. Но здесь нужно учесть два момента. Во-первых, г-н Норштейн, с высокой долей вероятности, ничего не мог знать об архетипах (работы психоаналитиков в СССР были запрещены и не переводились до перестроечых времён, насколько я знаю) и (скорее всего, хотя возможны варианты) о кельтской мифологии. Во-вторых, он, насколько я понимаю, будучи отпрыском еврейского рода, не мог не быть знаком, хотя бы понаслышке, с каббалой. Соответственно, аналогия "дуб - Древо Сефирот" выглядит вполне обоснованной.
Что касается собственно мультфильма, думаю, для детей он не так интересен, как для взрослых. Что любопытно, так это то, что так можно сказать про бОльшую часть советских мультиков. Детям больше Том и Джерри какой-нить по душе, где совершенно не нужно грузиться никакими еврейскими (или какими другими) коннотациями. |
||
|
![]()
Сообщение
#3
|
||
Гость |
Действительно интересно, хе-хе. Но здесь нужно учесть два момента. Во-первых, г-н Норштейн, с высокой долей вероятности, ничего не мог знать об архетипах (работы психоаналитиков в СССР были запрещены и не переводились до перестроечых времён, насколько я знаю) и (скорее всего, хотя возможны варианты) о кельтской мифологии. Во-вторых, он, насколько я понимаю, будучи отпрыском еврейского рода, не мог не быть знаком, хотя бы понаслышке, с каббалой. Соответственно, аналогия "дуб - Древо Сефирот" выглядит вполне обоснованной. Что касается собственно мультфильма, думаю, для детей он не так интересен, как для взрослых. Что любопытно, так это то, что так можно сказать про бОльшую часть советских мультиков. Детям больше Том и Джерри какой-нить по душе, где совершенно не нужно грузиться никакими еврейскими (или какими другими) коннотациями. Ты видишь какое дело, творчество - вещь сама по себе иррациональная. Вот что знали об архетипах те, кто записывал Бхагават-Гиту? Это же бессознательное использование таких вещей. |
||
![]() ![]() |
Похожие темы
Тема | Ответы | Автор темы | Просмотры | Последнее действие |
---|---|---|---|---|
Нет тем для вывода |