Архив новостей → И в забой отправился...
И в забой отправился...
Петр Фадеев Колонка главного редактора.
Каска шахтера, которую в разное время успели примерить практически все главные чиновники постсоветской России, наконец коснулась и головы Владимира Путина. Выездное заседание Госсовета, прошедшее 29 августа в Междуреченске, стало, пожалуй, самым ярким событием прошедшей недели. Участники представительного форума отправились в Кузбасс, чтобы обсудить - по определению - проблемы угольной отрасли.
То, что наглядная агитация и пропаганда образовала в умах эту стойкую ассоциацию, наглядно продемонстрировал сам президент, оперировавший на встрече с шахтерами незамысловатыми тезисами наподобие "Кузбасс - столица угольной отрасли". Однако советники могут быть довольны - в целом Владимир Владимирович проявил себя человеком, в угольных делах сведущим. В частности, президент, коснувшись темы вступления России в ВТО, указал, что делать это нужно аккуратно: "Как Тулеев говорит, чтоб нас не кинули". Участники обсуждения (особенно местные) заулыбались. "Зато государство кинуть, списав долги угольным компаниям, это Тулеев допускает", - продолжил президент. Лица собравшихся стремительно окаменели.
Речь идет о долгах перед бюджетами всех уровней, накопленных угольщиками в ту эпоху, когда считалось, что отрасль - планово убыточна и без госдотаций шагу ступить не может. После интенсивного процесса закрытия нерентабельных шахт, сопровождаемого проклятьями в адрес реформаторов и Всемирного банка как спонсора этого процесса, выяснилось, что угольные компании очень даже рентабельны и способны жить самостоятельно (и довольно неплохо).
Но вот долги - они, несмотря ни на что, остались. Дело в том, что если у вашего предприятия существует задолженность перед бюджетом, счет арестуют. И любая копейка, перечисленная на него после вышеупомянутого события, пойдет на погашение этого долга. А посему угольщики предпочитают работать не через свой счет, а через отпочкованные компании-посредники. И ждать, пока Аман Гумирович пробьет списание долгов. Таковы нормы бизнеса по-русски.
Но вот со списанием в очередной раз не заладилось. Угольщикам только пообещали растянуть время погашения с 6 до 10 лет и скостить пеню.
Тем не менее президент, неплохо разобравшийся с долговым вопросом, забуксовал на другом месте. Опять же в контексте темы "Вступление России в ВТО" Путин категорически отверг требование выровнять внутренние российские цены на энергоносители. И уточнил: "Низкие цены на газ - наше преимущество естественного характера".
Однако продолжая свою речь, через некоторое время Владимир Владимирович вошел в противоречие с предыдущим утверждением. "Дешевый газ - это явление временное, и неизбежно произойдет выравнивание мировых и внутренних цен", - предупредил президент, видимо, забыв о "естественном преимуществе". А потому "уголь в настоящее время и в будущем будет являться весомым фактором безопасности и энергетической устойчивости нашей экономики". "Активному включению угля в топливно-энергетический баланс страны нет альтернативы", - резюмировал президент.
На практике элементы шизофрении в речи президента означают следующее. Топливно-энергетический баланс - это такой документ, который будет готов лишь к 2020 г., когда Владимира Владимировича уже давно не будет в кресле главы государства. А вот диспропорция между ценами на уголь и газ существует сегодня, сейчас. И ровно в этот момент препятствует развитию угольной отрасли. Поскольку искусственно заниженные внутри страны цены позволяют энергетикам с куда большим комфортом сжигать именно газ. У РАО "ЕЭС России" существует даже программа "газификации" теплостанций - т. е. идет замена угольных топок на газовые.
Но Владимиру Путину решать болезненный вопрос не хочется. Еще можно понять страусиную позицию, когда, например, речь идет о действующем министре путей сообщения Геннадии Фадееве. Который на заседании Госсовета выступил с хорошо подготовленной и заранее одобренной "инициативой" о введении льготных сезонных тарифов на перевозку угля. Во всем объеме грузов, перевозимых МПС, уголь составляет более 25% - и согласие Геннадия Матвеевича на сезонные скидки, уступка вполне платежеспособной угольной отрасли в ее аппетитах суть обескровливание и без того подпорченного финансового здоровья железных дорог.
Но это номинальный министр, у которого достаточно добровольных помощников-финансистов, всегда готовых решить за него, что полезно для отрасли, а что - нет. Президенту же не пристало мыслить только электоральными и сугубо личными проблемами. Давно пора заняться более серьезными вопросами, затрагивающими экономику страны. Дисбаланс газовых и угольных цен явно относится к спектру таких вопросов.
00:04 02.09
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |