Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейШПИОНСКАЯ ВОЙНА БЕЗ ПЕРЕМИРИЙ.

ШПИОНСКАЯ ВОЙНА БЕЗ ПЕРЕМИРИЙ.

Приоткрылась завеса таинственности над архивами НКВД. Это сделали сами ветераны-разведчики. Они выпустили в свет том "Очерков истории российской внешней разведки"..

Это уникальное издание редактирует, причем не формально, а самым непосредственным образом, министр иностранных дел РФ, бывший руководитель Службы внешней разведки, академик Е.М. Примаков.

В новой книге у нас впервые публикуются документы, имеющие отношение к "громким" событиям њ убийству Троцкого, похищению руководителей белой эмиграции, тайным переговорам Гитлера.

Под прицелом њ революционер N 2.

Лев Давыдович Бронштейн, более известный как Троцкий, был убит по приказу своего заклятого политического врага Иосифа Сталина 20 августа 1940 года в Мексике. Так завершилась операция "Утка". Но мало кто знает, что на Троцкого готовилось покушение еще в 1933 году. Его организовали руководители Российского общевойскового союза, состоявшего из офицеров белой армии.

Начальник его штаба генерал Миллер не раз подчеркивал в доверительных беседах с заместителями, что бездействие разлагает организацию и ей необходимо "громкое дело". Таким "делом" могла бы стать ликвидация одного из главных действующих лиц Октябрьской революции, принимавшего непосредственное участие в создании Красной Армии, Льва Троцкого. У белых офицеров были и личные счеты с Троцким, который с маниакальной жестокостью расстреливал русских офицеров њ даже тех, кто перешел на службу в Красную Армию.

Провести теракт поручили бывшему штабс-капитану Н.И. Сподину. Штабс-капитан тоже имел "боевой опыт" убийств. В 1932 году он участвовал с группой боевиков в покушении на наркома иностранных дел М.М. Литвинова.

В это время Троцкий отдыхал на юге Франции в уединенном местечке Руайян.

Штабс-капитан получил указание "действовать по обстановке". "Руайян њ городок небольшой, и я надеюсь, у вас не будет помех, њ сказали ему на прощание. њ В случае необходимости вышлем еще людей њ дайте знать. Все, что требуется, њ убить Троцкого".

Сподин обосновался в соседнем городе Клермон-Ферране. Оттуда он ежедневно выезжал в Руайян, чтобы выследить Троцкого. На десятый день слежки ему это удалось. Он увидел, как Троцкий подошел к источнику и принялся пить минеральную воду. Вокруг расположилась охрана. Убийство не состоялось њ Троцкого спасла глупая случайность. Сподин схватился было за карман, в котором обычно носил браунинг. Запамятовал, что ради предосторожности оставил оружие в "надежном месте".

Террорист проинформировал генерала о своей оплошности. Тот прислал на подмогу еще двух боевиков. Один из них, тоже бывший штабс-капитан, неплохо рисовавший, устроился с мольбертом у входа в парк. Однако больше Троцкий там не появился. Операция сорвалась.

Есть основания полагать, что провалилась она не случайно и секретные сведения о готовящемся теракте добыла французская контрразведка. Логично предположить, что контрразведчики, узнав об операции, вывели из-под удара Троцкого. На него Запад делал ставку в борьбе против Сталина.

То, что не удалось белым, через несколько лет сделали красные. Напомним, что Троцкого выдворили из СССР в 1929 году. В 1932 году его лишили советского гражданства за "контрреволюционную деятельность". Но интерес к его дальнейшей судьбе в Москве проявился позже. Некоторое время высшее советское руководство не имело даже информации, где находится Троцкий. О себе бывший "революционер N 2" напомнил, когда принялся создавать свой собственный "интернационал" для подготовки "революционного низвержения московской касты".

Только в марте 1936 года Троцким всерьез занялась советская разведка. В троцкистский центр в Париже, который возглавил сын Троцкого Лев Седов, был внедрен советский разведчик, болгарин по национальности, Б.М. Афанасьев. С 1936 по 1938 год он вместе со своим помощником основательно опустошил архивный фонд Троцкого. Среди изъятых документов оказались переписка о подпольной работе с троцкистами, оставшимися на родине, планы засылки эмиссаров в СССР. В похищенных архивах оказались списки и адреса лиц из троцкистского подполья. Лучшего подарка для Сталина было и не придумать. Списки документально подтверждали наличие в СССР подпольной троцкистской сети. Ее участников ждали аресты, процессы, лагеря.

Советская разведка разработала план похищения Льва Седова, который проходил под кличкой Сынок. Предусматривалось два варианта доставки сына Троцкого в Москву. Один њ морем. Для этого уже было куплено небольшое рыболовецкое судно. Второй њ по воздуху. Советские разведчики располагали собственным самолетом, который базировался на одном из аэродромов под Парижем. Для всех он должен был совершить спортивный перелет по маршруту ПарижњТокио. Однако состояние здоровья Льва Седова, который вел безалаберный образ жизни, быстро ухудшалось. В феврале 1938 года Лев Седов умер в парижской клинике после двух подряд операций аппендицита. Смерть была естественной. "Рука Москвы" к ней никакого отношения не имела.

О покушении на Троцкого сказано и написано немало, но у авторов не было советских архивных материалов. На этот раз пробел устранен, правда, лишь частично. Как выяснилось, немало архивных документов, относящихся к операции "Утка" (так была закодирована акция НКВД против Троцкого), было уничтожено в 50-е годы.

Предположительно в марте 1939 года Сталин дал НКВД задание уничтожить Троцкого. Эта сложная и долговременная акция њ она заняла свыше двух лет њ по сути была акцией международного терроризма.

В Москве создали специальный штаб по руководству операцией. Для участия в ней привлекли множество иностранцев прокоммунистических убеждений, для которых Троцкий был "врагом трудящихся всего мира".

Одним из главных исполнителей плана агентурно-оперативных мероприятий по делу "Утка" был Том. Под таким псевдонимом работал разведчик-нелегал Наум Исаакович Эйтингон, бывший эсер, ставший в 1920 году чекистом. 24 мая 1940 года Том организовал нападение на дом-крепость Троцкого в Мексике. Нападавшие в форме военнослужащих разоружили наружную охрану, отключили сигнализацию, проникли во двор и открыли перекрестный огонь по спальне. Троцкого и его жену спасло чудо. Том был готов положить голову на плаху. "Принимая целиком на себя вину за этот кошмарный провал, я готов по первому вашему требованию выехать для получения положенного за такой провал наказания", њ сообщил он в центр 30 мая. Однако Берия направил Тому 10 тысяч долларов и свой "привет".

Мексиканская полиция установила, что непосредственным организатором нападения на дом Троцкого был знаменитый мексиканский художник Давид Альфаро Сикейрос. Убежденный антифашист, бывший командир бригады республиканской армии в Испании, он отличался решительностью и бесстрашием. Сикейроса арестовали. Но он никого не выдал и на допросах утверждал, что целью нападения было не убийство Троцкого, а уничтожение его архива. Вновь избранный президент Мексики распорядился выпустить под залог "выдающегося художника, славу и гордость нации". Сикейрос покинул Мексику.

Операция "Утка" завершилась вечером 20 августа 1940 года. Раймонд њ Рамон Меркадер, 1914 года рождения, участник войны в Испании, командир батальона, получивший несколько ранений, сильнейшим ударом ледоруба в затылок смертельно ранил Троцкого, который вскоре скончался. Том и Мать њ родная мать Рамона, испанка из известной буржуазной семьи, дочь испанского посла, член испанской Компартии, участница гражданской войны в Испании њ сидели в машине, ожидая Раймонда. Но ему не удалось выбраться. Охранники Троцкого жестоко избили Раймонда, отобрали у него пистолет и нож, а затем под усиленной охраной отправили в полицию. Тому и Матери ничего не оставалось, как срочно покинуть Мексику. Сначала они приехали на Кубу, оттуда њ в США, затем њ в СССР.

Сталину незамедлительно доложили о завершении утвержденного им плана "Утка". А Раймонд получил 20 лет тюремного заключения. Это максимальное наказание по мексиканским законам. 6 мая 1960 года Раймонда освободили. В этот же день он вылетел в Гавану, а оттуда на теплоходе переправился в Советский Союз. 25 июня в ЦК КПСС на имя Н. С. Хрущева КГБ послал записку с информацией об освобождении Раймонда. В ней говорилось о "стойкости и высокой ценности" агента-убийцы. 31 мая был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР: "За выполнение специального задания и проявленный при этом героизм и мужество присвоить тов. Лопесу Рамону Ивановичу звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Этот указ в печати опубликован не был. Через неделю председатель Президиума Л.И. Брежнев вручил награду Раймонду. Сначала Раймонд жил в Москве, затем разведчик переехал в Гавану. Там он умер в 1978 году. Урна с его прахом согласно его последней воле покоится в московской земле .

Тома њ Эйтингона посадили уже в 1954 году в Бутырку. Его осудили к 12 годам тюрьмы "за измену Родине". Затем, правда, реабилитировали и освободили. Мать њ умерла в Париже в 1975 году.

В разведку "по знакомству".

Репрессии обрушились на разведчиков как снежная лавина: неожиданно и стремительно. Людей срывали с работы в заграничных резидентурах, вызывали в Москву, допрашивали, репрессировали. Среди разведчиков родилась горькая шутка: "Приехал, отчитался њ получи свое". Тогда появились первые невозвращенцы. Они понимали, что вызов в Москву њ ловушка.

В июле 1938 года бежал на Запад с женой и дочерью глава резидентуры в Испании А.М. Орлов (настоящая фамилия Фельдбин). Через месяц от него поступило письмо на имя наркома внутренних дел Ежова. В нем беглец разъяснил, что его поступок вызван опасением подвергнуться необоснованным репрессиям, как это произошло со многими его коллегами-разведчиками.

В 1953 году после смерти Сталина А.М. Орлов опубликовал на Западе книгу "Тайная история сталинских преступлений". Однако бывший резидент в Испании не выдал сколь-нибудь серьезных сведений о советской разведке и Советском Союзе, которые могли бы повредить его бывшим друзьям.

Репрессии больно ударили по центральному аппарату внешней разведки. Еще в 1936 году жертвой оговора и ложного обвинения стал его начальник А.Х. Артузов. Его сменил на этом посту А.А. Слуцкий. Но в 1938 году он скоропостижно скончался от сердечного приступа в своем рабочем кабинете. Двое его преемников њ И.З. Пассов и С.М. Шпигельглас њ были расстреляны как "враги народа".

К 1938 году были ликвидированы почти все зарубежные нелегальные резидентуры. А в некоторых легальных осталось по 1њ2 сотрудника. Работать было некому, ценнейшие источники информации были утеряны, многие њ навсегда.

Потери состава были столь велики, что в 1938 году в течение 4 месяцев руководству страны вообще не поступало от внешней разведки никакой информации.

Правду сказать, во внешнюю разведку нередко приходили случайные люди. Так, на важнейший пост резидента в Берлине в сентябре 1939 года нарком внутренних дел Берия направил своего протеже с пятилетним образованием плюс курсы счетоводов њ некоего Амаяка Кобулова (псевдоним Захар). Новый резидент не имел никакого отношения к разведке, зато отличался огромным самомнением, был жаден до денег. Уже после его первых шагов в гестапо без труда вычислили, что именно он является резидентом. С такой "репутацией", понятно, рассчитывать на успех не приходилось. Кобулов попал впросак с молодым латвийским журналистом Орестом Берлинксом. Он его завербовал и дал кличку Лицеист. От Лицеиста шла информация на имя Сталина и Берии. На самом деле это была "деза". Ее поставляли с ведома Гитлера. Кобулов заглатывал ее, как рыба крючок с наживкой.

Провалы в работе берлинской резидентуры обнаружились довольно скоро. Они имели крайне отрицательные последствия для определения истинных намерений гитлеровской Германии в отношении Советского Союза. Хотя из различных источников поступали сведения о подготовке Германией нападения на Советский Союз, однако внешней разведке не удалось узнать, будет ли нападение осуществлено внезапно или же сначала будет предъявлен ультиматум и оказано давление.

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз оказалось для Москвы неожиданностью. Сталин полагал, что сначала Германия предпримет высадку десанта на Британских островах, а только потом, возможно, перейдет к активным действиям против СССР. Кстати сказать, об этом сообщал Кобулов со слов Лицеиста.

Справедливости ради следует сказать, что в апреле 1940 года ставленника Берии в Берлине заменили опытным разведчиком-профессионалом А.М. Коротковым. От Корсиканца и Старшины њ немцев, работавших на советскую разведку, њ в Москву пошла важная информация. Но время было упущено.

Николай ПАКЛИН,

кандидат исторических наук,

Владимир ПЕЩЕРСКИЙ.

  00:04 10.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU